Российская компания Sarafan Technology Inc. этим летом представила на международном фестивале London Tech Week сервис Sarafan.AI. Это проект на базе искусственного интеллекта, который распознает на фотоснимках предметы гардероба, после чего находит их аналоги в интернет-магазинах. На текущий момент сервис достиг показателя в 40 миллионов уникальных посетителей в месяц, к нему подключены 150 мульти- и монобрендовых fashion-магазинов. Нейросеть обрабатывает 300 тысяч фотографий в сутки, а количество товарных позиций составляет больше 20 миллионов. О том, как работает Sarafan.AI и каковы принципы его монетизации, «Инвест-Форсайту» рассказал генеральный директор стартапа Андрей Корхов.
Программист Андрей Корхов, выпускник Сибирского технологического университета, вряд ли мог представить, что будет связан с fashion-индустрией, пока не посетил Кремниевую долину в Калифорнии. Успехи американских разработчиков в области искусственного интеллекта подсказали ему неожиданное, на первый взгляд, применение технологии распознавания образов. В основе Sarafan.AI – поведенческая модель пользователей медийных сайтов, которые просматривают фотографии в поисках подходящих для себя образцов одежды. Многие женщины, например, хотят выглядеть так же стильно, как светские львицы, запечатленные папарацци, однако не знают, где можно приобрести аналогичные или похожие наряды. Поскольку у таких пользователей потребление медиаконтента и шопинг психологически связаны, переход со страниц онлайн-журнала в каталог интернет-магазина является для них естественным.
Разработка
Чтобы реализовать задумку, Корхов, на тот момент руководитель компании «Анетика», вместе со своей командой инноваторов начал обучать нейросеть распознавать образы вещей и сравнивать их с аналогами. Эта работа велась в течение нескольких лет путем проб и ошибок. В 2017 году стартапу удалось привлечь 13 миллионов рублей инвестиций.
Принцип работы системы основан на алгоритмах самообучения и технологии компьютерного зрения. Большие объемы данных анализируются с помощью облачных вычислительных инструментов Microsoft Azure. Сервис узнает не только предметы одежды (юбки, платья, шляпы), но и всевозможные аксессуары. Нейросеть определяет фасон вещи, цвет материала и его текстуру, а также нанесенные на ткань изображения. В итоге из многомиллионного каталога выбираются несколько подходящих вариантов.
Бизнес-модель
Sarafan Technology Inc. предлагает присоединиться к своей партнерской программе, с одной стороны, блогеров и медиапорталы, а с другой – предприятия электронной коммерции, beauty- и fashion-бренды. Технически партнерство реализуется с помощью встраиваемого на веб-страницу нативного виджета, позволяющего перейти с фотографии товара на сайт, где можно его приобрести. Пользователю достаточно нажать на кнопку «Get this look» («Хочу такой образ»).
За каждый уникальный переход в интернет-магазин со страницы, на которой Sarafan.AI распознал объект, владелец контента получает оплату. Минимальная цена клика – 5 рублей, но она увеличивается в зависимости от уровня площадки медиа, ее известности и конверсии переходов в продажи и глубину просмотров. Цена клика возрастает в зависимости от действий посетителя на коммерческой странице, проведенного там времени и глубины просмотров. Если же переход закончился совершением покупки, к сумме монетизации добавляется комиссия от сделки. Предложение особенно актуально для блогеров, освещающих тематику моды и lifestyle. Код-скрипт для установки виджета высылается бесплатно после регистрации в партнерской программе. Затем Sarafan.AI автоматически распознает все подходящие по тематике фото на сайте и добавляет к ним кнопку. Ручной настройки и разметки контента не требуется. В конце страницы также может размещаться слайдер – блок с перечнем всех товаров, которые можно увидеть на фотографиях. Оплату услуги полностью осуществляют интернет-магазины – взамен они получают конвертируемый трафик. Низкоэффективные клики оплачиваются по минимальной ставке.
Конкурентные преимущества
Ранее на рынке уже появлялись проекты, распознающие одежду на фотографиях, такие как SnapFashion и Asap54, однако в них пользователь сам был должен загружать интересующие его снимки. Поэтому Sarafan.AI составляет конкуренцию в первую очередь традиционным рекламным платформам, эффективность которых, по мнению экспертов, падает. Дополнительный элемент гармонично дополняет контент нишевых сайтов и не отпугивает пользователей, в отличие от навязчивых рекламных заставок. Для посетителей кнопка «Get this look» – не реклама, а полезная высокотехнологичная функция. Пользователи просматривают фотографии звезд и лидеров мнений, поэтому воспринимают предлагаемые виджетом товары как личную рекомендацию авторитетных лиц (эффект influence-маркетинга).
Кликабельность виджета (CTR) Sarafan составляет в среднем 3-4%. При установке стандартного виджета-слайдера в продажи конвертируется 2,98% трафика, окупаемость инвестиций (ROI) находится на уровне 86%. Важным преимуществом Sarafan является глубокий таргетинг виджета. Владельцы интернет-магазинов имеют возможность задать географические ограничения, определить конкретные сайты, на которых будут демонстрироваться их товары и установить другие настройки. Сервис использует систему Smart-клик и предоставляет полную статистику по каждому посетителю, полученному посредством Sarafan.AI. Благодаря этому коммерсанты могут определять, насколько выгодным для них является трафик из того или иного источника, и корректировать параметры.
У Sarafan.AI есть собственные механизмы оценки покупательной способности аудитории различных ресурсов, что позволяет исключить из выдачи нерелевантные товары. Технология коллаборативной фильтрации анализирует потребительские предпочтения посетителей конкретного сайта и позволяет добиться наилучшей конверсии. Помимо стандартного, доступны монобрендовые виджеты, дизайн которых разрабатывается под стилистику одного бренда или интернет-магазина. Другая разновидность – виджет, снабженный блоком «Дополни образ», который включает не только распознанные элементы, но и подходящие по стилю сопутствующие товары: косметику, украшения, сумки. Пользователь в этом случае получает личного AI-стилиста, а продавец – инструмент продвижения новых продуктовых линеек.
Кейсы
В ходе развития стартапа Sarafan Technology Inc. его основателям неоднократно приходилось решать нетривиальные задачи. Первым воплощением идеи стало мобильное приложение. Однако оно оказалось неэффективным – воспользовавшись им несколько раз, пользователи забывали об «игрушке». В 2018 году внутри компании была основана собственная экспериментальная лаборатория Sarafan, в которой работают профессионалы в сфере Artificial intelligence и высоконагруженных систем.
Недавно Sarafan Technology Inc. стала резидентом «Сколково» и вошла в число участников программы NVIDIA Inception, направленной на поддержку стартапов. А еще руководство Sarafan заключило соглашение с журналом Cosmopolitan – ведущим российским женским изданием. Среди других крупных медиапартнеров, установивших виджеты, – «Лайфхакер», «7дней» и «Ева.ру».
Компания Sarafan Technology Inc, успешно стартовав на рынках России и Индии, намерена продолжать международное продвижение. На очереди – США и Великобритания. В настоящее время в этих странах ведется набор сотрудников.