Мажор-серфингист, который придумал GoPro. История Ника Вудмана

Легче легкого придумать бизнес, который с нуля станет успешным и будет процветать долгие годы. Часто можно услышать, как удачливый житель той или иной страны с сотней долларов (юаней, евро или любой другой валюты) в кармане начинает быстрое восхождение по лестнице успеха. За кадром, правда, остаются некоторые тонкости и подробности, зная о которых понимаешь — дело не только в удаче, деловой хватке и необычном взгляде на жизнь.

Содержание

По степени популярности бренд GoPro, об основателе которого пойдет сегодня речь, можно с некоторой натяжкой сравнить с iPad от Apple: раньше многие называли практически любой планшет «айпадом» вне зависимости от его происхождения. Так и слово «GoPro» со временем стало синонимом для обозначения экшен-камер.

Откуда вы взялись, мистер Вудман?

Кто же все это придумал? Николас Вудман, родившийся в США в 1975 году. Нет, он не является выходцем из бедной семьи, а если и причислять его к среднему классу, то к самой верхушке. Отец будущего миллиардера был сооснователем инвестиционной компании Robertson Stephens и успешным финансистом, поэтому деньги в доме водились. Это не значит, что Ник пришел на все готовенькое, однако он был четвертым ребенком в семье — самым младшим и самым любимым.

Его детство прошло в Калифорнии, где мальчик закончил школу. Насколько Ник был прилежным учеником, история умалчивает. Парень входил в состав спортивной школьной команды, что в США дает определенные преимущества — преподаватели относятся к огрехам в успеваемости снисходительнее, если ты показываешь хорошие результаты.

Впрочем, увлечением будущего основателя GoPro был серфинг, ради которого Вудман-младший отодвинул спортивную команду на второй план и даже основал клуб любителей покататься на доске по воде — еще до того, как покинул стены учебного заведения. Возможно, на него оказал влияние культовый фильм «На гребне волны» с Патриком Суэйзи и Киану Ривзом в главных ролях — в нем сочетались романтика и опасность, а такой коктейль всегда привлекает молодых людей.

В 1993 году мысли Ника были заняты серфингом

В 1993 году Ник отправился получать знания в Университет Калифорнии в Сан-Диего. Здесь же у него проявилась предпринимательская жилка: 17-летний американец наладил продажу маек футбольной команды, пытаясь накопить денег на поддержание работы серфинг-клуба.

Торговля майками для поддержания работы серфинг-клуба

Учеба в университете оказалась для Ника не слишком значимым этапом жизни, но в 1997 году он получил степень бакалавра изобразительных искусств. Выйдя из альма-матер, Вудман взял передышку, а в 1999-м начал первый бизнес — это была фирма Funbug. Она представляла собой интерактивную платформу с играми, реферальным привлечением друзей, покупками на сайтах партнеров и возможностью получить денежный приз.

Первый стартап прогорел. И второй

Бум доткомов помог Нику получить инвестиции в размере $3,9 млн, но в 2001-м дело схлопнулось, деньги пропали. По мнению Вудмана, проблема крылась в падении рынка, но еще за год до этого аналитики Forrester Research назвали проект пустышкой.

«Никому не нравится переживать провалы, но худшее то, что я потерял деньги инвесторов, людей, которые верили в молодого парня, увлеченного своей идеей. В такие моменты начинаешь задавать себе вопрос: „Так ли хороши мои идеи?“» — рассказал как-то Ник.

Примерно в то же время он пытался выйти на рынок веб-дизайна и продвижения сайтов, но безуспешно. Вину за провал возложил на тот же крах доткомов. Что сделал Вудман, чтобы вернуть позиции и восстановить веру в себя? Ничего.

Не слишком удобная конструкция

Благо денег было достаточно, работу молодой человек променял на 5-месячное путешествие по лучшим местам для серфинга, отправившись покорять волны на побережьях Индонезии и Австралии. Как пишет Forbes, оттуда 26-летний Ник вернулся «обновленным» и «помолодевшим». Можно иронизировать и ерничать по этому поводу, однако именно во время отдыха родилась идея создания того, что сегодня известно под названием GoPro.

Фото, сделанное во время 5-месячного отдыха

«Нужно устройство, которое могло бы делать фото во время серфинга, было удобным и прочно крепилось», — примерно так опишем идею Вудмана.

Заработал на ракушках, чтобы собрать первую GoPro

Процесс был весьма трудоемким: Ник испытывал возможности разных моделей, уже присутствовавших тогда на рынке, но все это было «не то и не так». Опробовав 35-мм камеру, которая не держалась на ремешках, постоянно падала и была неудобной в использовании, Вудман понял, что ему нужно.

Начало 2002 года можно назвать моментом рождения будущей компании. Тогда резво взяла старт новоиспеченная Woodman Labs, для финансирования которой Ник закупил на Бали 600 поясов из ракушек. Вся эта красота обошлась по $1,9 за штуку, а вот покупатели в Калифорнии были готовы отдавать за каждый пояс по $60 (по другим данным — всего $20). Вдобавок к вырученным деньгам молодой человек взял в долг у матери еще $35 тыс. и занялся разработкой креплений для камер (ремешков), а позже — защитного корпуса и собственно камеры.

Будущий миллиардер, вооружившись швейной машинкой матери, дрелью, запасом воды и спортивного питания, устраивал себе 18-часовые рабочие дни в купленном минивэне Volkswagen Westfalia 1971 года. «Я боялся еще одного провала, поэтому работал в одиночку. Тогда я хотел наладить бизнес по выпуску ремешков-креплений для камер», — рассказал позже Ник. По его словам, работа в машине на удалении помогала ему сосредоточиться, не приходилось надолго отвлекаться даже на туалет: «Отодвинул дверь, сделал десяток шагов до кустов и снова за работу».

Тот самый бус, который старше Ника. Машину позже украли, и найти ее не удалось. Не исключено, что постарался коллекционер или тайный поклонник Вудмана

Его друг и будущий партнер по бизнесу Брэд Шмидт, с которым Вудман познакомился в Индонезии, смотрел на начинание без особого энтузиазма. А Ник предавался мечтам о тех временах, когда он сможет зарабатывать пару сотен тысяч долларов в год: «Тогда я буду на седьмом небе от счастья».

Источником компонентов для прототипа стал Китай, где молодой человек заказывал части для будущего устройства. Американец затеял длительную переписку с местным производителем защищенных от воды камер Hotax. «Я не знал, как использовать CAD, собранные образцы моделей я отправлял по почте», — признался позже основатель GoPro. В такой необычной манере и с помощью FedEx был получен финальный дизайн.

Процесс разработки занял около двух лет. Ник был одержим идеей, ни о какой личной жизни и думать не хотел. Наконец он стал походить на всех других изобретателей, стоящих у истоков успешных предприятий. Ну а название камеры GoPro можно перевести как «стань профессионалом» — до момента появления этого устройства получить красивые кадры можно было только с дорогостоящим оборудованием. Вудман возжелал изменить это.

В 2004 году он явил миру свою первую компактную камеру GoPro с 35-мм пленкой — ее продемонстрировали на выставке Action Sports Retailer в Сан-Диего. Сегодня сложно припомнить, что когда-то эти устройства были не цифровыми. Понятно, что о записи видео тогда речи не шло: главное было получить камеру, удобную для спортсменов и способную снимать качественно.

Пример фото с первой камеры GoPro

В первый год Вудман смог продать камер на $150 тыс. Основными покупателями стали магазины спортивного инвентаря, крупнейший разовый заказ на 100 камер пришел из Японии.

Заработал на спортивную тачку

Уже в 2005 году компания более чем удвоила финансовые показатели, заработав с помощью успешного «продажника» Нила Дана $350 тыс. Последний также выступил моделью для рекламных фото GoPro. На самом деле, оба парня стали «универсалами», которые занимались всем: от разработки до продаж конечного продукта. Помогли и инвестиции отца — около $200 тыс. в два транша.

То, что сегодня кажется очевидным, тогда таковым не являлось: лишь спустя какое-то время Вудман понял, что не только серфингисты являются потенциальными покупателями камер GoPro. По большому счету в любом виде активности, и не только спортивном, можно найти клиента. Сам Ник, помимо серфинга, увлекался также гонками, и во время одного из посещений Infineon Raceway (ныне Sonoma Raceway) в Калифорнии ему предложили за $100 арендовать камеру и заснять свой заезд. Вудман решил установить на машину собственную камеру. Результатом он остался доволен. Дело было за малым — разработать подходящее крепление.

Для изысканий растущая компания решила купить автомобиль Lotus Exige (чего уж мелочиться). Быть испытателем вызвался Ник, который наматывал километры по Infineon на скорости под 200 км/ч, проверяя эффективность креплений. «Он выступал в качестве инженера-тестировщика», — рассказал позже Нил Дана, первый нанятый сотрудник GoPro.

В какой-то момент пути GoPro и Hotax разошлись, так как китайская компания без уведомления заменила некоторые компоненты на более дешевые. В то время со всех сторон наступала «цифра», однако Вудман не пошел на компромисс и не остался с Hotax — это позволило бы сократить время до выхода первого такого устройства от GoPro, но ухудшило бы качество.

Первый цифровой «Герой»

Вскоре на рынок вышла Digital Hero. Она стала первым полностью цифровым устройством GoPro, да еще и с поддержкой видеозаписи в формате VGA. По некоторым данным, Ник не слишком торопился переходить на новые технологии, однако по настоянию друзей все же решился на такой шаг. И если в 2006 году продажи принесли всего $800 тыс., то по итогам следующего года касса пополнилась $3,4 млн. В компании появился третий наемный сотрудник — жена Вудмана Джилл.

Финансовые показатели говорили об очевидном, и в 2007 году компания выпустила Digital Hero 3, способную записывать продолжительные видеоролики с аудиодорожкой (а не 10-секундные «немые» отрезки, как в случае с первой версией).

Очередным прорывом стал выпуск в 2009 году первой HD-камеры GoPro, которая разошлась как горячие пирожки. За год компания заработала $64 млн. Считалось, что Ник всеми силами старается снизить себестоимость и не пытается увеличить маржу, что положительно сказывалось на цене конечного продукта. И делало его популярным. Как ни странно, в этот период сложнее всего было договориться с крупнейшей американской торговой сетью BestBuy, которая до последнего противилась появлению камер GoPro на прилавках своих магазинов.

Вудман обивал пороги офисов топ-менеджеров BestBuy, и в какой-то момент они сдались, предоставив торговые площади в рамках эксперимента. И вновь успех, причем такой, что удалось даже вытеснить с рынка крупного игрока — компанию Cisco с ее устройством Flip (его называли чуть ли не единственным реальным конкурентом GoPro). Ник стал миллиардером, появились заметные инвестиции, в том числе $200 млн в обмен на 8,88% акций от Foxconn. Казалось, живи и радуйся.

Трудности подоспели

Трудные времена начались для GoPro и Вудмана после 2014 года. В 2013-м Ника назвали «предпринимателем года» по версии Ernst & Young, годом позже компания вышла на биржу, цены на акции вскоре после размещения прибавили 130%. Затем что-то пошло не так. Возможно, компания столкнулась с серьезной конкуренцией, справиться с которой не смогла. Или же выпускаемый продукт просто-напросто устарел, и следовало подключить толковых инженеров, маркетологов и управленцев. Но оставим право гадать и выдвигать теории ведущим аналитикам разных мастей.

GoPro попыталась выйти на новые рынки с помощью DJI. Не исключено, что Ник видел во Фрэнке Ване родственную душу: основатель китайской компании также построил бизнес благодаря хобби. Но есть существенная разница в подходе, образовании и способностях — Ван в этом плане даст американскому коллеге неплохую фору.

Речь шла о создании модели дрона под брендом GoPro. Невероятно, но DJI отказала, и американец отправился искать другого партнера. Если не вдаваться в подробности, то проект провалился, причем сделал это несколько раз: GoPro KARMA запускали на рынок дважды и оба раза безуспешно. После первого провала Вудман был включен в список «худших CEO года». Так себе награда…

Работа над ошибками

43-летний бизнесмен недавно заявил: «Мы считали себя умнее и креативнее, чем оказались на самом деле». Признание своих слабостей стоит многого, но поможет ли это GoPro выбраться из ямы? Сейчас компания предпринимает усилия, чтобы укрепить основную линейку продуктов программно и аппаратно. В начале 2018 года продажи пошли вверх, что в GoPro считают хорошим знаком. Акции же пока близки к минимуму. Справится компания или пополнит ряды увядших стартапов?

Источник