Что на самом деле убивает стартапы?

Отсутствие рынка, сложности с продуктом и прочее — лишь отговорки. Причины смерти стартапов лежат куда глубже. Предприниматель Карл Ташиян в своей колонке на Medium объяснил, что истинные причины провалов лежат в человеческой плоскости

Я заметил, что основатели в Кремниевой долине любят копаться в причинах смерти стартапов:

«Shyp потратил слишком много времени на создание того, что люди не хотели»

«Formspring потерял видение продукта»

«KiOR принимал плохие решения при найме сотрудников»

Все это правда! Но техническая причина смерти это лишь внешняя сторона. Поведенческие, культурные и межличностные вопросы являются одними из главных убийц стартапов, но такие проблемы редко обсуждают на публике. Эти вопросы очень личные. Иногда основатели боятся даже задумываться над этими проблемами, а еще страшнее исповедаться на публике. Тем не менее, это настоящие драгоценности, которые мы можем взять у провалившихся стартапов.

На днях я начал копаться в стартапах и наткнулся на нескольких основателей, достаточно смелых, чтобы поделиться собственными ошибками:

«У нас с Натаном были серьезные проблемы с коммуникацией … мы не были в действительности мотивированы новостями и журналистикой», — Паул Биггар, NewsTilt

«Я начала чувствовать себя выгоревшей. Я была бесстрашным лидером Blurtt, но проблема с выгоранием заключается в том, что вы начинаете чувствовать отчаяние и теряете креативность», — Жанетта Каджид, Blurtt

«Мои энтузиазм и уверенность иссякли … Я очень боялся, что созданный мной внешний образ исчезнет, и окружающие заметят мое недоверие», — Майкл Томас, SkyRocket

К сожалению, большинство основателей избегают рассказывать о человеческой стороне дела, когда проводят вскрытие своего умершего стартапа, особенно если компания потратила много средств. Они, как правило, сохраняют лицо, рассказывая историю в стиле бизнес-школы. Но когда мы постоянно говорим себе, что стартапы умирают, потому что «недостаточный объем рынка» или у них «закончились деньги», это подпитывает веру в то, что если вы технически выполните все условия, то ваша компания, безусловно, попадет в 10% выживших стартапов. Такая ситуация также дает будущим основателям ложные представления о том, что может пойти не так. 

Когда компания строго сфокусирована на выполнение установок и росте любой ценой, то легко накопить гигантский запас страха, сомнений, недовольства, недоверия, беспокойства и стресса, которые могут привести к разрыву, выгоранию и краху. Чтобы избежать подобного сценария необходимо своевременное, самоотверженное, четкое руководство. Такой вид руководства приходит тогда, когда вы знаете себя. Бретт Мартин в реквиеме своему стартапу Sonar писал: «Культура стартапа в конечном счете отражает своего создателя. Лучшее, что вы можете сделать, это работать над тем, чтобы выяснить, кто вы есть на самом деле».

Я думаю, что многие люди боятся того, что они найдут, когда они действительно начнут искать себя. Обычно стартапы создают амбициозные люди, а у них может быть очень сложная внутренняя мотивация. Намного проще обращать внимание на технические детали, верить, что выполнение квартальных целей, усиленный кодинг или постоянное употребление кофе приведут вас к успеху.

Люди считают, что стартапы — это строго только бизнес, но, по моему опыту, они также являются личными историями. Они на самом деле настолько личные, что нам пришлось изобретать идею «строго только бизнес», чтобы обеспечить безопасную дистанцию между нами и всеми людьми, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Ошибочное убеждение состоит в том, что нам нужно быть черствыми и нечувствительными, чтобы запустить стартап. И хотя poker face очень полезный навык время от времени, но отношение «строго только бизнес» убивает нашу человечность. Это закрывает путь к собственному развитию и убивает внутренний компас, который является источник самой сильной мотивации. Другой страх заключается в том, что реальное познание самого себя поставит под угрозу ту маску собственного эго, которую мы используем, чтобы каждый день сталкиваться с миром. Снять эту маску и смотреть на мир без нее может быть очень некомфортно.

Я знаю эти страхи и сомнения, потому что я человек. Я основатель. Я даже написал об этом после смерти одного из моих стартапов в 2012 году.

К счастью, такая маска со временем стирается. Через пот и слезы, работу до ночи в офисе большинство людей в конце концов — к счастью — становятся настоящими. Размышляя и рефлексируя, они понимают, кем стали. Они начинают всматриваться в эту маску и понимают, что все на самом деле очень ясно: цель, видение, ценности, любовь и истинный смысл самого себя. Так рождается лидер. 

К сожалению, иногда на пути к этому рождению компания должна умереть. Несколько подобных историй развивались на моих глазах. Пройдя огонь, у нас есть шанс отпустить старые истории и соединиться с более глубокой личной силой, которая может изменить всю жизнь. И в самые трудные моменты рост происходит невероятно быстро, если мы открыты к этому.

Источник