Uber для самосвалов

Александр Иванов учился в Университете гражданской авиации, с первого курса работал в авиакомпании и в центре летной подготовки. Благодаря этому опыту он получил первые знания об автоматизации систем и предъявляемых требованиях: стандартизация процессов работы, четкие инструкции и соблюдение процедур. Все вышеперечисленные требования представлены в авиации, где и у экипажа, и у наземных служб есть четкие алгоритмы действий, которым они обязаны следовать ежедневно. Не менее важно, что автоматизация позволяет держать уровень стоимости услуги, будь то билет на самолет или рейс грузового транспорта.

После окончания университета Александр Иванов ушел в логистическую сферу — работал частным водителем самосвала. В какой-то момент отсутствие структурированности и прозрачности процессов и натолкнули его на мысль о создании системы, которая поможет соблюдать бюджет, планировать сроки и оплачивать работы без посредников.

Строительство федеральных трасс связано с длительными сроками — от одного года, и с большими бюджетами — 3–4 млрд рублей. Также следует учитывать сроки подготовки необходимой документации. В результате если спросить точную стоимость километра трассы, никто не сможет ее назвать. Строительных объектов, как и рейсов, множество, но не всегда «стоимость билета» остается неизменной. Логика грузоперевозок и авиаперевозок очень схожи. Эта идея и легла в основу идеи проекта OPERATOR24. В итоге Александр поставил себе цель — создать систему, которая бы решала несколько задач:

  • найти процесс в грузоперевозках, который можно оцифровать, автоматизировать и масштабировать;
  • получить понятную формулу расчета себестоимости работ, чтобы формировать фиксированную цену и график перевозок;
  • учесть возможность вносить изменения и принимать решения на основе больших данных из телеметрических систем: масса, скорость, дальность, время, объем и так далее.

Одной из самых непростых задач стал поиск команды, с которой можно было бы успешно развивать проект. Прежде чем в OPERATOR24 собрались единомышленники и профи, его состав неоднократно сменялся, но в итоге остались лучшие.

 От авиации к строительству

Проект OPERATOR24 был запущен на собственные средства Александра Иванова, а в парке было всего две машины. В 2015 году была предпринята первая попытка автоматизации грузоперевозок: внедрили систему взвешивания на самосвалы, которые поставляли песок для строительства дорог. Разница между первым и вторым взвешиванием была 300 кг (2 100 кг и 1 800 кг) при допустимой погрешности 2%. Результат крайне огорчил Александра; идею автоматизации пришлось отложить. С 2015 года в системах тензодатчиков (устройства, преобразующие механическое воздействие в электрический сигнал; используются для измерения веса, давления, крутящего момента, определения ускорения, контроля перемещения) произошли большие изменения, и появились устройства, которые в компании одобрили и готовы внедрять.

В 2017 году Александр с командой предприняли еще одну попытку организовать процесс перевозки грузов в одну систему: настроили сторонние приложения и объединили их в единую экосистему с помощью скриптов и простых алгоритмов — CRM, система управления сайтом, системы операторов смс-информирования, простые макросы в Google-документах. Так получился единый инструмент, который позволяет владельцам техники без посредников доставлять грузы, а крупным заказчикам в короткие сроки найти необходимый грузовой транспорт. До OPERATOR24 этого никто не делал, да и сейчас нет подобных систем, которые бы полностью автоматизировали взаимодействие между заказчиками и водителями грузовиков на линейном строительстве.

Не менее важным шагом на пути к успеху стало введение системы электронного документооборота между заказчиками и исполнителями. Раньше цепочка документооборота от исполнителя к заказчику проходила через шесть стадий, которые занимали две-три недели, поэтому данные о ходе строительства приходили с задержкой. Сейчас процесс полностью автоматизирован.

Две целевых аудитории

OPERATOR24 по сути работает с двумя сложными целевыми аудиториями. Первая — исполнители заказов: прямые собственники грузового транспорта. Как правило, это индивидуальные предприниматели или ООО, имеющие от одного до семи самосвалов. Те люди, которые постоянно искали подработку и заказы. Они хорошо разбираются в перевозках, самосвалах, проработали на рынке минимум два-три года.

«Мы не работаем с посредниками — непрофессиональные водители могут испортить колею так, что срок строительства затянется на месяц. Но сервису нужны специалисты, которые благодаря своему опыту и квалификации принесут пользу себе и заказчикам. Поэтому в компании обращают внимание на то, какие вопросы задают и что интересует исполнителей в первую очередь — деньги или условия работы», — говорит Александр.

Вторая аудитория — непосредственно заказчики: крупные государственные компании. OPERATOR24 не работает с частными застройщиками из-за небольших объемов работ и низкой интенсивности заказов.

Финансовый вопрос

Владельцы транспортных средств приходили через контекстную и таргетированную рекламу, а также через «сарафанное радио». Для водителей важно получить оплату и обезопасить себя от простоев. Но не все привыкли, что за разовую работу они получают меньше. Так, если раньше водители перевозили песок на дачу, брали за это примерно 10 тысяч рублей и получали максимум 400 тысяч рублей в месяц, то за один рейс в OPERATOR24 они получат меньше, но в месяц доход составит около 2 млн рублей на самосвал. Максимальный заработок у пользователей системы был в Тюмени — 3 млн рублей на одно транспортное средство.

Uber для самосвалов

Проблемы грузовых стартапов

Низкая интенсивность работы — одна из главных проблем большинства грузовых стартапов, которые так и не смогли вырасти. Они берут за основу опыт сервисов такси, у которых много заказчиков, исполнителей и маршрутов. В грузоперевозках такого нет.

Весь первый год компания работала в ситуации аварийного финансирования: привлекала мелкие инвестиции и брала займы. Оказалось, что для строительной сферы это нормально, когда оплату задерживают на месяц или дольше, чем прописано в договоре. Поэтому, чтобы платить по счетам, приходилось платить из своего кармана, а потом ждать денег от заказчика.

На старте Александр с командой вложили в развитие OPERATOR24 8 млн рублей, сейчас сумма инвестиций выросла до 20 млн рублей. Проект уже вышел на стадию самоокупаемости, но все средства полностью вкладываются в развитие технологий.

Проект сегодня 

Ожидается, что оборот проекта за 2019 год составит 96 млн рублей; сервис перевозит свыше 3 млн тонн, в системе зарегистрировано 10 700 самосвалов. Другой важный показатель — рост минимального неснижаемого остатка транспорта на линии. В 2017 году на линию выходили единовременно 15 грузовиков, 12 из которых могли оказаться неработоспособными, оставалось в среднем 6–7 машин. В 2018 году было и так, что одну-две недели ни одна из машин не работала.

«Сейчас ситуация стабилизировалась — на одном объекте могут быть задействованы от 15 до 20 грузовиков. В процентном соотношении это около 10% потребности, а на некоторых объектах 60–70%. Некоторые заказчики разделяют объем работ на 2–3 подрядчика, осознанно не отдавая все в одни руки. Учитывая все плюсы от работы с OPERATOR24, можно сказать, что это временно, и в скором ситуация может измениться», — отмечает Александр.

Планы на будущее 

Сейчас компания готовится к масштабированию. Одна из первых задач — формализация и автоматизация процессов, которые помогают уйти от рутинной работы и сконцентрироваться на стратегических целях. Для этого необходимы подробные должностные инструкции, чтобы каждый новый сотрудник мог с легкостью включиться в работу, понять, что происходит в компании и как все устроено.

Дальнейшую работу над проектом создатели OPERATOR24 разделили на три этапа.

Первый этап уже почти завершен. В его основе лежал процесс сбора данных, таких как пункт назначения и наименование груза, исполнитель, размер оплаты и другие. Это необходимо, чтобы оценить объем информации, который проходит через сервис и может быть полезен при заполнении документации.

В сборе данных помогает телеметрия в грузовике, которая показывает: передвигалась ли машина, был ли загружен кузов, сколько осталось топлива и так далее. Второй источник данных — устройство водителя, которое фиксирует, что загрузили, сколько ехали, где разгрузились. По итогам у компании есть все необходимые данные, которые нужны для заполнения документации. В рамках второго этапа планируется автоматизировать процесс постановки задачи перед водителями грузовиков. В идеале водитель с помощью приложения сможет узнать точку доставки груза, не дожидаясь указаний прораба. Для решения этого вопроса необходимо протестировать систему на объекте с привлечением машин. Но и это далеко не все.

В дальнейшем, на третьем этапе, компания планирует полностью передать функции прораба искусственному интеллекту. ИИ будет распределять подзадачи для всего транспорта и спецтранспорта на объекте, учитывая бюджет, погодные и дорожные условия, выпуск материалов на карьере или асфальтобетонном заводе.

Проект OPERATOR24 — пример того, как систематизация процессов и анализ данных могут помочь решить сложные задачи и облегчить жизнь как заказчикам, так и владельцам грузового транспорта. Амбициозные планы компании лишний раз подтверждают, что будущее за высокими технологиями и умением работать с большими объемами данных.

Источник