Разработчик из украинского города Днепр (бывший Днепропетровск) Евгений Выборов в 2016 году переехал в США, где стал сооснователем финтех-стартапа YayPay. Его компания разрабатывает сервис для оптимизации финансовых процессов, услугами которого пользуются более ста компаний. Выборов сейчас занимает в стартапе должность CTO.
В ходе инвестиционного раунда в декабре прошлого года стартап привлек $8,4 млн, общая сумма полученных инвестиций достигла $14 млн. В число инвесторов вошел известный американский акселератор и венчурный фонд 500 Startups, который в свое время финансировал IT-проект GitLab и популярный сервис по заказу такси Grab. Оба этих проекта стали «единорогами»: их оценка превышает $1 млрд.
О своем проекте, переезде в США и особенностях работы в американском финтех-стартапе Евгений рассказал Bloomchain.
О переезде в США
Bloomchain: Чем вы занимались до переезда в США?
Евгений Выборов: До 2016 года я жил в Днепре и руководил компанией WebiNerds. Это была обычная сервисная компания, мы предоставляли услуги по разработке программного обеспечения — типичный аутсорсинг или аутстаффинг. Она существует до сих пор, и вполне успешно. При этом я уже не имею отношения к ее операционной деятельности.
Bloomchain: Как вы оказались в Америке?
Евгений Выборов: Мне повезло попасть в стартап-акселератор TechStars Boston, в который меня пригласили в качестве Lead Techical Associate — по сути, это такой бродячий CTO. В течение трех месяцев я помогал различным командам (стартапов — прим. Bloomchain) по самым разным вопросам.
Bloomchain: Ваше сотрудничество с компанией YayPay началось в рамках этого акселератора?
Евгений Выборов: Да, вышло так, что YayPay стала одной из компаний, которая участвовала в его работе и активно нуждалась в моей помощи. На тот момент компания фактически состояла из двух человек: ее основателя Энтони Венуса (Anthony Venus) и менеджера по продажам.
Мы поняли, что у нас получается эффективно работать в условиях акселератора, и в итоге Энтони предложил мне стать сооснователем компании. Я согласился, хотя это, признаться честно, было очень непростое решение. На тот момент у меня был успешно развивающийся бизнес, в котором я видел хороший потенциал.
Bloomchain: Почему вы согласились?
Евгений Выборов: Причин, по которым я согласился, было несколько. Прежде всего, мне понравилось работать с Энтони: это опытный предприниматель, у которого было чему поучиться и с которым мне хотелось поработать.
Второй причиной стало то, чем занималась компания.
Меня подкупило, что YayPay не пытался создать очередной Instagram или приложение с графическими фильтрами, а работал над сервисом, который действительно может изменить мир и улучшить жизнь конкретных людей.
Bloomchain: Другие варианты были?
Евгений Выборов: На тот момент вариантов было всего два: либо продолжать работу с WebiNerds, либо присоединяться к YayPay. Перед тем, как принять окончательное решение, я взял паузу на несколько дней, пришлось все серьезно обдумать.
Bloomchain: Чем занимается YayPay?
Евгений Выборов: YayPay — это решение для автоматизации работы с дебиторской задолженностью компаний, которые работают на западных рынках, прежде всего на американском. Это комбинация автоматических почтовых рассылок с напоминаниями о текущих задолженностях и CRM-системы, которая позволяет финансовой команде, занимающейся «дебиторкой», эффективно работать с этими долгами.
Платформа также включает в себя возможность проведения платежей и решения, связанные с машинным обучением. В целом это очень объемный продукт, который продолжает развиваться.
Bloomchain: Каким вы видите будущее стартапа?
Евгений Выборов: Мы собираемся устроить революцию на рынке. Процесс работы с дебиторской задолженностью трудоемкий, в нем огромное количество людей, которые занимаются очень тяжелой, скучной и неблагодарной работой. Мы в состоянии автоматизировать эти процессы настолько, чтобы эффективность каждого из сотрудников повысилась в четыре-пять раз — таковы наши цели.
Если говорить о будущем самой компании, то ее цель — развиться и набрать достаточное количество клиентов, которое на каком-то этапе позволит нам сделать «экзит». Именно к этому сейчас стремится большинство компаний, за исключением, может быть тех, что представляют лайфстайл-бизнес.
Наша история — чисто венчурная. В будущем мы хотим продать бизнес, тем самым создав ценность для всех его стейкхолдеров.
О жизни в Кремниевой долине
Bloomchain: Некоторое время вы провели в Кремниевой долине. Какие впечатления остались от жизни там?
Евгений Выборов: Да, я прожил там год, до переезда YayPay в Нью-Йорк. Главное впечатление от Кремниевой долины — это жутко дорогое место, но с огромной концентрацией талантов и людей, у которых хватает смелости, ума и дисциплины делать действительно крутые вещи. Это прекрасное место, но своего рода заповедник — обычному человеку, который не работает в IT или со стартапами, вряд ли удастся там комфортно жить.
Там действительно очень дорого — к примеру, кровать в четырехместном номере в хостеле может стоить $1600 и выше за месяц, стоимость аренды квартир начинается от $3000 в месяц.
С другой стороны, если вам нравятся хипстерские тусовки и кофе-брейки, биохакинги и подобные вещи, то Кремниевая долина — безусловно, ваше место.
Bloomchain: Где вы живете сейчас?
Евгений Выборов: В Джерси-сити, это штат Нью-Джерси. Очень удобное, приятное и спокойное место. По крайней мере, в том районе, где живем мы с женой. Наш офис находится в Манхэттэне, моя дорога до него занимает примерно 20 минут. Мы работаем в одном из коворкингов WeWork, который находится в Мидтауне.
Bloomchain: Как проходит ваш рабочий день?
Евгений Выборов: Самым обычным образом. Он начинается примерно в 8:30-8:45 и продолжается до тех пор, пока у нас есть силы и энергия что-то делать. Обычно в 6-7 часов вечера мы разъезжаемся по домам. А дальше все зависит от того, какой сегодня день и какая сегодня погода: можно пойти побегать, сходить в спортзал, в кино или театр, посмотреть Netflix или почитать какие-нибудь книжки.
Вышло так, что примерно с 2014 года я живу в режиме большого количества передвижений, прежде всего это перелеты между США и Украиной. За это время я успел пожить в огромном количестве разных апартаментов, отелей и мотелей. Это не самый приятный образ жизни, но тогда он был необходим. Лишь в последние шесть-восемь месяцев, после того, как мы нашли квартиру, мне удалось выстроить свою «рутину» и сделать распорядок дня более предсказуемым.
Bloomchain: Вы привыкли к жизни в США?
Евгений Выборов: Могу сказать, что уже привык, причем достаточно быстро. Адаптация заняла где-то год. Жить и работать здесь мне комфортно — я сотрудничаю с американскими компаниями уже около 12 лет, и никогда у меня с ними не возникало никаких проблем.
Bloomchain: Чего-то не хватает?
Евгений Выборов: В Нью-Йорке, думаю, есть все, что только можно себе представить. Поэтому трудно представить, чтобы здесь «чего-то» не хватало. Здесь может не хватать только «кого-то» — друзей, знакомых, родителей, родственников.
О роли случайности в успехе стартапа
Bloomchain: Из чего складывается успех стартапа в США и других странах? Что важнее всего?
Евгений Выборов: Мне кажется, что факторы успеха одинаковы для стартапов в разных странах. Конечно, знакомства важны, их наличие может вообще оказаться критичным моментом, особенно если речь идет о знакомстве с инвесторами. Но это не должно быть простым личным знакомством. Инвесторы должны иметь представление о том, как вы строите бизнес. Очень важно, чтобы они видели в вас именно бизнесмена.
Но если говорить о YayPay, то в нашем случае ключевую роль сыграли все же упорство и целеустремленность команды.
Мы прошли через такие испытания, после которых большинство стартапов не выживают.
Однако нам удалось преодолеть трудности и достичь того уровня, на котором мы находимся сейчас. Большую роль здесь сыграл Энтони — это человек, который просто не умеет опускать руки.
Bloomchain: Насколько велика роль случайности в успехе проекта?
Евгений Выборов: Случайность всегда присутствует, но если предполагать, что она играет решающую роль, то успеха добиться не получится. Конечно, проще всего сидеть, ничего не делать и говорить: «Вот этому просто повезло, а вот этому повезло, потому что он знаком с Васей». Это identity-protective cognition: люди рассуждают так в основном для того, чтобы не навредить своему несчастному эго. На самом деле, для того, чтобы тебе повезло, ты должен создать максимальное число ситуаций, в которых эти случайности могут сыграть на руку. Ну и быть внимательным, чтобы их использовать.
Bloomchain: Чем отличается культура ведения бизнеса в США и на постсоветском пространстве?
Евгений Выборов: Культура ведения бизнеса в Штатах развивается несколько сотен лет, а, например, в Украине этому начали уделять внимание совсем недавно: здесь много экспериментируют и пока только пытаются понять, как именно должен работать бизнес. К этому часто прибавляются остатки советской ментальности, которые можно уложить в формулу «не обманешь — не проживешь».
В США такого почти нет. Здесь чаще пытаются реализовать стратегию win-win и ищут возможности сгенерировать дополнительные продажи и заработать деньги, а не способы обмануть государство или конкурентов.
Все это может быть связано с горизонтом планирования. Еще со времен жизни в СССР у людей нет ощущения стабильности, мы часто живем с ощущением того, что все может прекратиться или резко измениться за очень короткий промежуток времени. А если ты играешь в игру, которая скоро закончится, то начинаешь стараться использовать эту игру в свою пользу. Именно поэтому у нас люди склонны принимать тактические решения, которые позволят получить какой-то выигрыш прямо сейчас — они просто не верят, в то, что можно что-то строить долгосрочно.