Объясняем, как глобальная эпидемия вируса COVID-19 отразится на киберспортивном бизнесе и индустрии видеоигр.
Всем мы знаем, что мир борется с самой опасной эпидемией за последние 100 лет. Но, конечно, жизнь на планете не останавливается, она просто переформатируется. COVID-19 затронет и киберспорт и временно изменит экосистему #1 спорта будущего.
Базовые предположения
Данный кризис будет жестче чем в 2008-м, ведь заморожены целые сектора экономики в разных странах. В развитых странах карантин продлится 3−6 месяцев, в самых страшных случаях — до конца года. Путешествовать между странами, как и раньше (без каких-либо ограничений) думаю можно будет в начале 2021-го.
Аудитория киберспорта
Явно мы будем наблюдать приток новой аудитории в киберспорт. Однозначно получим много новых фанатов по всему миру, многие придут из традиционного спорта, так как спортивные мероприятия повсеместно отменяются.
Прямые трансляции
Однозначно мы ожидаем прирост зрителей на трансляциях онлайн турниров и профессиональных игроков. В самом консервативном варианте думаю это будет +10%-15% для крупных онлайн-ивентов.
В целом может доходить +30%-40%. Тут уж раз ты сидишь дома, то надо что-то смотреть. А раз мы живем в эпоху video/live-streaming контента — киберспорт сейчас как никогда кстати.
Турнирные организаторы
Для турнирных операторов это будет очень болезненное время. Всем придется переформатироваться, отменить все оффлайн-ивенты и уйти в онлайн на 6−12 месяцев. Это сильно ударит по продажам sponsorship&media rights, которые составляют до 90% выручки у определенных организаторов.
Также все на 100% лишатся выручки по продаже билетов, на 90% по продаже фирменного мерча. Многие разработчики игр уже отменяют ивенты до конца года, так что турнирные организаторы не смогут рассчитывать на их финансирование.
А если кто-то что-то и получит, то в гораздо меньшем объеме. По итогу в 2020 году некоторые турнирные операторы получат около 10−20% ожидаемой выручки. Думаю, что в ближайший год из 15 самых больших турнирных организаторов останется около 10.
Те, кто останутся, сократят до 70% персонала и урежут зарплаты на 30−50% оставшимся сотрудникам. Оценки турнирных операторов сильно упадут. Все следующие раунды будут flat в лучшем случае, скорее всего в 90% случаев это будут down rounds.
Профессиональные команды
У команд дела обстоят получше, но тоже не айс. Опять же сильно упадут sponsorship&media rights sales. Также пострадает merchandise sales&royalties. Из 30 самых больших команд останется около 25.
А вот если взять выборку из 100 брендов — мы можем недосчитаться 20−25 команд уже в течение ближайшего года. Оставшиеся команды на 50−70% будут резать зарплаты игроков, так как они не выступают на оффлайн-ивентах и бренды спонсоров не светятся перед аудиторией.
Спонсоры в свою очередь могут пересматривать/разрывать контракты, поскольку в большинстве стран эпидемия является форс-мажором. Поэтому рекомендую владельцам команд внимательно изучить контракты.
Студии прямых трансляций
Студии прямых трансляций, у которых будет достаточно своего/чужого контента будут единственными, чей value и evaluation вырастет.
Им самим легко сделать крутые онлайн-турниры с вменяемыми призовыми, на которых будут играть tier1 команды. И, собственно, им для этого ничего не нужно, кроме продажи sponsorship’a, который будет больше призового фонда. В текущих условиях это более чем реально.
Беттинг
Это будет расцвет киберспортивного беттинга! Все спортивные соревнования отменили, многие переносят с 2020 на 2021 год. Практически весь спортивный беттинг просто на время перестанет существовать, как индустрия.
А весь киберспорт уйдет в онлайн, и мы будем наблюдать новые турниры и лиги каждую неделю. Так что многие, кто ставил на спорт будут так или иначе переключаться на киберспорт.
Marketing/Talent Agencies
Эти сферы сильно пострадают, ведь спонсоры будут сильно урезать маркетинговые бюджеты. С другой стороны, там обычно работает по 5−10 человек, поэтому пережить им это время будет полегче, чем тем же командам или турнирным организаторам.
Компьютерные клубы
В последние годы мы видели ренессанс компьютерных клубов в Украине, России и Казахстане. Но увы, на период карантина многие клубы закроются и не факт, что смогут открыться сразу после его окончания.
Единственное, что их может спасти — уменьшение арендной ставки на 70−100% на период действия карантина.
Киберспортивные медиа
Тут будет явный прирост аудитории, но отток рекламных/спонсорских денег. В сравнении с другими секторами, на медийке кризис отразится минимально.
Game Developers
Эти ребята единственные, которое заработают куда больше денег в 2020-м, чем планировали. Ведь все сидят дома и играют днями напролет!
Киберспортивные стартапы
Все зависит от зрелости проекта (а именно revenue/costs structure). Но думаю всем будет не сладко, так как проектов на стадии breakeven или Cashflow/PnL positive можно сосчитать на пальцах двух рук.
Поднимать деньги будет тяжелее, evaluations будут явно ниже ожиданий.
Геймерские стартапы
Тут будет хайп, хорошие оценки и поднимать деньги будет не так тяжело. Но, конечно, все зависит от идеи и от зрелости проекта, ведь практически все ниши в гейминге заняты.
Итого всему рынку на 2−3 года стоит затянуть пояса, но, уверен, что это будет отличное время для создания более sustainable бизнес-моделей и новых возможностей в киберспорте.