За две недели карантина на платформе Daryn.online зарегистрировались более 1,5 млн новых подписчиков
Пока казахстанские педагоги в срочном порядке осваивают инструменты дистанционного обучения, создатели образовательной платформы Daryn.online на время карантина предоставили всем желающим бесплатный доступ к более чем 40 размещенным на ресурсе онлайн-урокам. В течение первых же десяти дней количество подписчиков увеличилось на 1 млн, за следующие несколько дней – еще на 800 тыс.
– Мы рассчитывали, что наберем как минимум 100 тыс. новых пользователей, притом что изначально ресурс платформы был рассчитан на 50 тыс., но столь взрывного роста и представить не могли. С учетом нынешних темпов за весь период карантина количество наших подписчиков может вырасти до 2,5 млн, это более 70% от общего числа учащихся казахстанских школ, – рассказывает Forbes Kazakhstan основатель проекта, директор Bugin Holding 27-летний Айбек Куатбаев.
Идея Daryn.online – сделать качественное образование доступным для каждого ученика, будь то горожанин или сельский житель – близка ему, родившемуся и выросшему в ауле, расположенном в 30 км от Шымкента.
В 2012 выпускник мехмата КазНУ Куатбаев вместе с товарищем, Нурбакытом Жулдызбайулы, открыли компанию «Bugin Group», специализировавшуюся на разработке сайтов и мобильных приложений. Спустя пару лет поняли, что ограничиваться веб-разработкой недальновидно: на рынке появились инструменты, с помощью которых пользователи могли создать сайт, не прибегая к помощи профессионалов. Тем не менее от IT-разработки создатели стартапа не отказались полностью, и сегодня подразделение Bugin Soft входит в состав Bugin Holding наряду с казахскоязычным новостным порталом Bugin.kz, студией видеоконтента и рекламы Bugin Entertainment и образовательным проектом Daryn.online.
К реализации проекта обучающей онлайн-платформы команда в составе четырех человек приступила в конце 2018. Изначально решили, что основной целевой аудиторией проекта будут ученики сельских школ.
– Качество образования в сельской местности оставляет желать лучшего, а любой родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо сдал ЕНТ и поступил на грант. Спрос на дополнительное обучение очень высок. Ребята из моего аула едва ли не каждый день ездят на курсы в областной центр, это неудобно и накладно. Школьники из отдаленных сел лишены и этой возможности, а доступ к интернету сегодня есть практически у всех, – рассуждает Куатбаев.
Основатели проекта осознанно делали ставку на казахскоязычную аудиторию. Айбек объясняет это несколькими причинами. Во-первых, на казахском языке обучаются большинство казахстанских школьников; во-вторых, казахские школы в сельской местности особенно остро ощущают дефицит опытных педагогов; наконец, учащимся русскоязычных школ доступно множество онлайн-ресурсов на родном языке, тогда как у школьников, обучающихся на казахском, до недавнего времени практически не было выбора.
Общая сумма инвестиций в проект составила 55 млн тенге, 15 млн из которых вложено уже после объявления карантина, когда взрывной рост числа подписчиков «обвалил» сервер и потребовалась срочная техническая доработка. 20 млн тенге в обмен на 10-процентную долю в проекте вложил инвестор, в роли которого выступил один из товарищей основателя. Сегодня с Daryn.online работают 42 преподавателя – школьные учителя, педагоги из образовательных центров Алматы и Нур-Султана, с каждым заключен договор на три года.
– Опытным путем мы убедились, что оптимальный возраст для учителя, работающего в режиме онлайн, – до 40 лет, людям постарше трудно общаться с аудиторией через камеру. Точно так же, на практике, выяснилось, что большинство современных детей не воспринимает видео длительностью больше пяти минут, и как оказалось, за пять минут можно объяснить почти любую тему, – комментирует особенности собеседник.
Ученики казахских школ чаще всего испытывают сложности с математикой и английским. Видеоуроки по этим предметам появились на Daryn.online первыми и до сих пор наиболее востребованы. 50% из 20 тыс. школьников, оформивших подписку до введения карантина, приобрели занятия по математике, 20% – по английскому языку, популярны не входящие в школьную программу уроки астрономии и робототехники, а также расширенные уроки английского. Среди аутсайдеров – гуманитарные дисциплины, они актуальны в основном для выпускников, готовящихся к ЕНТ.
Качество учебного контента на Daryn.online оценивается по пятибалльной системе, оценки выставляют учащиеся. Если ролик набирает меньше четырех баллов, значит, его необходимо заменить в течение трех месяцев, если меньше «тройки» – то за месяц, «неуд» – сигнал к замене учителя. Рейтинговая система действует и в отношении учеников. За успешное выполнение заданий и тестов они получают баллы, с помощью которых можно оплачивать подписку – курс из 60 лекцийи заданий по одному предмету обходится в 2 тыс. тенге в месяц, бесплатную подписку получают150 школьников с инвалидностью.
– Мы развиваем не только визуальное и критическое мышление, но используем элементы геймификации, учим аналитике. На некоторые вопросы нужно дать развернутый ответ, невозможно перейти к изучению новой темы, не набрав определенное количество баллов за предыдущую. Существует инструмент поощрения вплоть до возможности заработать в подарок за успехи в учебе планшет или смартфон, и даже получить ректорский грант от 13 вузов. Мы опробовали систему на фокус-группе из 100 учеников (по 50 из городских и сельских школ) и получили 93% положительных отзывов, – рассказывает основатель проекта.
Как только было объявлено о введении карантина, команда проекта решила предоставить бесплатный доступ к контенту. Решение поддержали партнеры Daryn.online – порядка 20франчайзи, продвигающих платформу в регионах. Заручиться согласием Министерства образования и науки удалось в течение буквально нескольких часов. Учебный материал прошел проверку на соответствие государственным стандартам. На следующий день информация о платформе появилась на республиканских телеканалах и в областных управлениях образования, а дальше сработал эффект сарафанного радио. В первый же день зарегистрировались 18 тыс. пользователей, немногим меньше, чем насчитывалось на начало карантина. Стремительно растет число пользователей мобильного приложения: за последние недели зарегистрировано 750 тыс. скачиваний, из которых 620 тыс. пришлось на долю устройств Android, а 130 тыс. – на iOS.
Географическая экспансия проекта началась с юга, где проживают 70% пользователей Daryn.online, и запада, затем появились подписчики в Восточном Казахстане, в Карагандинской области и на севере. Система франчайзинга, на основе которой развивается проект, позволила учесть специфику каждого региона, организовать продвижение продукта через презентации в школах, а также окупить значительную часть вложенных в проект средств. Новые пользователи наверняка появятся в начале четвертой четверти, которая пройдет в формате онлайн. Большинство подписчиков – ученики 9-11 классов, вторая по численности группа пользователей – 7-8-классники. Сейчас команда проекта работает над созданием мультиаккаунта, который оценят семьи, где есть единственный гаджет. В планах создателей платформы запуск контента на русском языке, уже появились первые русскоязычные подписчики.
Быстрый рост пользовательской аудитории почти до 2 млн натолкнул инициаторов проекта на мысль о более активном продвижении в интернете и в социальных сетях – до последнего времени этому направлению уделяли не так много внимания.
– С одной стороны, органический рост произошел при поддержке государства, с другой – мы просто оказались в нужное время в нужном месте и приняли правильное решение. Конечно, приятно, что наш стартап набрал более 1 млн пользователей, но для нас более важно помочь государству в трудное время, – утверждает собеседник.
Комментируя вопрос о том, сколько учеников останутся с Daryn.online, когда кончится карантин и придется оплачивать подписку, Айбек Куатбаев отметил, что рассчитывает на конверсию 10-15% от общего числа регистраций:
– Ученики приходят каждый год, особенно будущие выпускники, которые при подготовке к ЕНТ должны повторить программу 5-11 классов по нескольким дисциплинам. Мы подписали с Казахтелекомом и сотовыми операторами соглашение о том, чтобы на период карантина они не тарифицировали наш трафик. Ведем переговоры, чтобы продлить этот период до конца года, – говорит он.
В планах команды – разработка интеллектуальной игры Daryn и проекта Daryn Teacher, в рамках которого школьник сможет получить расширенную онлайн-консультацию преподавателя для лучшего понимания темы.
– Дистанционное образование будет развиваться органически, если классическая система обучения не обеспечит доступ к качественным знаниям. В нашу компанию по IT-разработке Bugin Soft ежедневно поступает как минимум 10-15 заявок от людей, желающих создать онлайн-школу. Конечно, традиционное образование никуда не денется, но если для горожан онлайн-формат останется лишь полезным дополнением, то для жителей сельской местности он может стать основной возможностью получить по-настоящему хорошие знания, – считает основатель Daryn.online.