Умные томаты: как издатель игры «Веселый фермер» теперь зарабатывает на открытии реальных ферм

Спелую и вкусную продукцию можно есть только там, где она производится. Но что в таком случае делать горожанам? Такой вопрос встал перед основателями стартапа iFarm, и решение этой проблемы они превратили в успешный бизнес, который за два года привлек от венчурных инвесторов $1,8 млнSHARES

В канун нового, 2018 года температура в пригороде Новосибирска опустилась до минус 50 градусов. Несколько мужчин, поеживаясь от холода, вошли в небольшую теплицу на территории Академгородка и вдохнули аромат спелой клубники и томатов. «Было так холодно, что форточки замерзли и не открывались, а внутри пахло, как в детстве у бабушки на огороде. Мы и не рассчитывали, что у нас сразу получится космический корабль», — вспоминает владелец теплицы и сооснователь проекта iFarm Максим Чижов. Полюбоваться на овощи и ягоды, выращенные с помощью искусственного интеллекта, потенциальных инвесторов пригласил партнер Чижова Александр Лысковский. Вместе с Лысковским и Константином Ульяновым летом 2017 года они создали iFarm — технологию для выращивания овощей и фруктов круглый год без участия человека. За два года существования проект привлек $1,8 млн инвестиций от фондов Gagarin Capital, IMI VC и Impuls VС.

Веселые фермеры

Будущие основатели iFarm познакомились в июне 2017-го, работая над совместными проектами в сфере разработки и IT. Чижов уволился из интегратора КРОК, где проработал пять лет, и занимался медицинскими VR-проектами для реабилитации больных после инсультов. Лысковский развивал несколько собственных стартапов — компанию Alawar (разработчика популярной игры «Веселая ферма» во «ВКонтакте») и сервис мониторинга стресса Welltory. «Когда мы запустились, все СМИ написали, что «Веселый фермер» делает ферму», — смеясь, вспоминает Чижов. Константин Ульянов занимался продажей и монтажом оборудования для альтернативной энергии.

Весной 2017 года Александр Лысковский перестал управлять проектами и стал бизнес-ангелом. «Это позволило работать где угодно, и мы с женой жили несколько месяцев в Париже: она работала фотографом на Неделе моды, — вспоминает Лысковский. — А я поступил в кулинарную школу». На одном из уроков Лысковский с одногруппниками ходили выбирать продукты на субботнюю ярмарку, где мелкие фермерские хозяйства продают фрукты и овощи. Вернувшись в Москву в мае, Александр хотел приготовить ужин для друзей, но после Франции качество продуктов его не удовлетворило. «В России мелкие фермерские хозяйства не могут выдержать конкуренции с агрохолдингами, поэтому я стал думать, как снизить для них порог входа на рынок», — поясняет предприниматель.

Александр Лысковский задумался о выращивании свежих овощей и зелени, когда учился в кулинарной школе в Париже.
Александр Лысковский задумался о выращивании свежих овощей и зелени, когда учился в кулинарной школе в Париже.

Чижов в этот момент искал новые проекты для работы и инвестиций. «Я как раз выбирал между образовательными технологиями и фудтехом, когда увидел пост Лысковского в Facebook о том, что он хочет попробовать у себя в Новосибирске вырастить вкусные овощи», — говорит Чижов. Будущие сооснователи списались и решили: почему бы не попробовать воссоздать Италию в Новосибирске? На следующий же день Чижов отправился обсуждать проект с Лысковским.

По словам Чижова, проблема, которую должен был решить стартап, заключалась в уменьшении времени на перевозку овощей и зелени. Это позволило бы отказаться от химикатов, которыми обрабатывают овощи для хранения. «Спелую и вкусную продукцию можно есть только там, где она производится, — объясняет Чижов. — Надо было придумать, как выращивать овощи в городе, чтобы технология была изолирована от внешней среды, а климат и загрязнение воздуха не влияли на контролируемость процесса». Для этого нужны были максимально автоматизированная система, которая бы работала без участия человека, и закрытое помещение без доступа открытого воздуха и света.

Предприниматели стали искать на зарубежных рынках готовое технологическое решение, но теплицы были либо неавтоматизированными, либо слишком большими. Анализ рынка показал, что ни одна компания в мире не поставляла решения, которые можно было бы использовать без агрономов и специалистов, связанных с производителем. Проконсультировавшись с фермерами, Чижов и Лысковский решили сделать автономную теплицу самостоятельно. «Мы искали человека, который бы разбирался в «зеленой» энергетике и энергоэффективном строительстве. Так мы вышли на Константина Ульянова и позвали его в нашу команду, — говорит Лысковский. — У него был свой бизнес в этой области. Теперь вся его команда стала частью iFarm».

Капризный салат

Первую автоматизированную теплицу на 48 кв. м в Новосибирском академгородке предприниматели построили за лето 2017 года. Она обошлась в 3 млн рублей, это были личные сбережения основателей iFarm. В теплице было несколько секций с разными температурными условиями, теплым полом или геотермальным отоплением. Выращивать там решили клубнику и помидоры. Фермеры, с которыми предприниматели советовались на этапе подготовки, стали и первыми заказчиками. Заработать на первой теплице не удалось, зато технологиями iFarm заинтересовались ретейлеры. «Мы поняли, что спрос на свежие овощи и зелень есть, решили строить вторую, большую по размеру теплицу», — говорит Чижов. Так в Академгородке на территории компании Uniscan, которая помогала iFarm делать автоматизацию системы, появилась вторая теплица площадью 100 кв. м для овощных высокорослых культур. На ее создание совладельцы iFarm потратили уже 6 млн рублей. Сегодня она служит iFarm полигоном для отработки технологических решений. «Мы пригласили в Новосибирск эксперта по тепличным хозяйствам Илью Иванова. Нам удалось решить многие проблемы, которые фермеры решают последние 13 лет, но в целом мы заново изобрели велосипед», — говорит Чижов.

Решение iFram позволяет выращивать овощи и зелень на многоярусных конструкциях без участия человека
Решение iFram позволяет выращивать овощи и зелень на многоярусных конструкциях без участия человека

Иванов рекомендовал предпринимателям использовать вертикальные фермы, которые позволяли выращивать в одной теплице в девять раз больше продукции. Готовых решений в России снова не оказалось, и технологию пришлось тестировать в гаражных условиях. Партнеры сняли помещение, где установили вертикальные фермы для выращивания салатов и создали автоматизированную IT-систему. Она обеспечивала контроль всех процессов внутри теплицы: автоматическую подачу воздуха, углекислого газа, питательных растворов и поддержание определенных параметров микроклимата на каждом ярусе для выращивания тех или иных культур. При таких условиях урожай вырастал за месяц. «Есть два ключевых преимущества iFarm перед конкурентами: работа на защищенном грунте и фокус на SaaS-решение, ключевую роль в котором играет AI. И да, у Саши очень вкусные салаты. Не удержались!» — говорит Николай Давыдов, партнер фонда Gagarin Capital, который вложился в компанию.

Первые несколько килограммов салатов отдали на пробу местным рестораторам. Получив хорошие отзывы, Чижов и партнеры решили масштабировать технологию со стеллажа в 5 кв. м до 300 кв. м и начали выращивать там салаты и пряные травы. На расширение ушло еще 10 млн рублей. На каждом ярусе установили датчики, контролирующие температуру, влажность, CO2, освещенность и подачу питательного раствора в разных зонах.

«В процессе мы поняли, как можно увеличить рентабельность фермы, — говорит Чижов. — Мы сначала выращивали салаты в горшке, но поняли, что нужно выращивать под срезку и сделать посадку плотнее. А еще мы снизили срок созревания отдельных культур, которые мы называем babe leaves». С учетом всех ошибок следующую ферму построили уже на 1000 кв. м, сегодня на ней выращивается 3 т салатов в месяц. В строительство фермы 28 млн рублей инвестировали частные инвесторы из Новосибирска.

Прямо с грядки

Над разработкой агротехнологий, которые помогают увеличить рентабельность, в iFarm работают 10 агрономов. Всего у компании пять офисов в Новосибирске и  Москве, где около 60 человек занимаются разработкой и внедрением технологий, а также сбытом выращенной на фермах продукции. «Наша бизнес-модель сейчас — это продажа подписки, — объясняет Чижов. — Владельцы ферм инвестируют в их строительство по нашей технологии, а потом платят нам за подписку на софт и техническое обслуживание». Срок окупаемости одной фермы — четыре года. В 2019 году выручка компании составит $1,5 млн.

Отдельное направление бизнеса — модули доращивания — специальные шкафы, которые можно поставить в зале магазина или ресторана. В таких модулях продукция может выращиваться с нуля или пересаживаться туда на несколько дней для дозревания. В зависимости от модификации модуль стоит от 300 000 до 800 000 рублей.

Теплица iFarm
Теплица iFarm

По словам Чижова, этими модулями заинтересовались ретейлеры. В конце октября iFarm заключила договор с «Азбукой вкуса» на поставку модулей доращивания. Первые 10 пилотных модулей появятся в магазинах «Азбуки вкуса» уже до конца 2019 года. «Первый модуль доращивания появился 31 октября в супермаркете в Novaya Riga Outlet Village. Стоимость этого модуля составила 600 000 рублей», — рассказывает руководитель проекта Антон Берко, отвечающий за сотрудничество с iFarm.

«В Новосибирске наши салаты продаются в «Ашане» и местной франшизе «Бахетле» — «Добрянке». «ВкусВилл» хотел покупать у нас продукцию, но в Москве тогда не было производства», — говорит Чижов. В планах у iFarm — открытие фермы на территории дизайн-завода «Флакон» и выход на зарубежные рынки: в хабе для производителей еды под Хельсинки уже достраивается первая ферма. По словам основателей проекта, она обошлась им более чем в €10 000. В партнерстве с компанией Bitfury iFarm готовится запустить систему контроля качества на основе блокчейн-технологии.

Источник