Site icon Новые стартапы

Облако в кармане: как стартапу повторить успех Zoom и Airbnb

Пока крупные компании планируют миграцию в облако, многие технологические стартапы работают там с самого начала. Разбираемся, как облака помогают молодым бизнесам, расти и зарабатывать миллиарды
Как успеть за ростом аудитории

«Когда-нибудь кто-нибудь построит что-то в облаке, и это меня убьет», — жаловался будущий миллиардер Эрик Юань в начале 2010-х годов. Тогда Юань еще работал в сервисе WebEx: компания принадлежала ИТ-гиганту Cisco Systems и предлагала услуги для проведения видеосовещаний.

Он долго уговаривал начальство запустить новую систему видеоконференций, удобную для смартфонов. Но инициативу завернули, и вскоре Юань ушел с работы, чтобы основать всем известный Zoom.

Zoom

Новый сервис создавался сразу на облачной инфраструктуре. Одно из ключевых ее преимуществ — возможность быстро масштабироваться по мере необходимости — помогло Zoom стать одним из главных бенефициаров пандемии. Если в конце 2019 года в Zoom-конференциях участвовали около 10 млн пользователей, то в марте 2020-го их число выросло до 200 млн. А еще месяц спустя — до 300 млн человек.

Когда на фоне роста аудитории Zoom потребовались дополнительные облачные ресурсы, сервис просто заключил сделку с Oracle, перенеся свою инфраструктуру из AWS и Azure в облако Oracle. Это позволило быстрее масштабировать решения для новых и действующих пользователей, объясняли в Zoom, но ничего принципиально не изменило в бизнесе компании. То есть, Zoom не просто нарастил ИТ-мощности, но и перенес свои ИТ-системы от одного облачного провайдера к другому. Такая гибкость возможна только в облаке.

В итоге показатели сервиса превысили самые оптимистичные прогнозы. В третьем квартале 2020 года Zoom заработал $198,4 млн прибыли — почти в 100 раз больше, чем годом ранее. Ожидается, что годовая выручка компании превысит $2,5 млрд.

«Несмотря на то, что родоночальником облачных технологий была одна из крупнейших в мире компаний, которая создавала облачную инфраструктуру для своих бизнес-задач, довольно быстро стало понятно, что облака и стартапы просто созданы друг для друга. Отсутствие капитальных вложений, возможность быстро масштабировать бизнес и оплачивать облачную ИТ-инфраструктуру по модели «Pay as You go» стали «уникальным торговым предложением» для стартапов. То есть, если у стартапа растет количество клиентов и выручка, он платит больше. Если в силу колебаний спроса количество клиентов и выручка в какой-то момент уменьшились, то объем потребляемых облачных ресурсов и, соответственно, расходы на них уменьшаются. Облако стало «индустриальным ИТ-стандартом» для стартапов», — считает генеральный директор компании SberCloud Евгений Колбин.

Какие стартапы создавались в облаке

Zoom — один из самых ярких, но далеко не единственный успешный стартап, созданный сразу на облачной инфраструктуре. Для молодых технологических компаний такое начало — повсеместная практика. И вот лишь несколько примеров.

Airbnb

Онлайн-сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb создали безработные дизайнеры в 2008 году. Чтобы подзаработать на оплату квартиры, которую они снимали в Сан-Франциско, друзья предлагали пустующие комнаты заезжим разработчикам.

В конце 2020 года компания вышла на фондовый рынок, и по состоянию на 24 февраля 2021 года капитализация Airbnb составляет $112 млрд. Но в момент ее создания денег у основателей не было вообще: ни о какой закупке оборудования не могло быть и речи. Поэтому, когда небольшой приработок стал превращаться в полноценный бизнес, его просто разместили в публичном облаке.

Через год после запуска у поставщика услуг возникли проблемы с администрированием сервисов, и Airbnb мигрировала в облако. По подсчетам провайдера, время простоя во время миграции базы данных составляло около 15 минут. На мощностях нового поставщика Airbnb обрабатывает и анализирует более 50 Гб данных в сутки.

Pinterest

Сервис визуальных закладок и фотохостинг Pinterest, который появился на год позже Airbnb, также полагался на облако с самого своего старта. Сначала в этом не было острой необходимости. Сайт работал с закрытой регистрацией, а затем — с регистрацией по приглашениям. Но летом 2011 года сервис заметил журнал Time, и количество пользователей стало стремительно увеличиваться.

Еще год спустя открылась свободная регистрация, и Pinterest превратился в один из самых быстрорастущих сайтов мира. На данный момент ежемесячная аудитория сайта достигает 450 млн человек. Масштабируемое облако оказалось в такой ситуации очень кстати. Сейчас с помощью облачных сервисов компания оперативно тестирует гипотезы и адаптируется к разным уровням трафика.

В феврале 2021 года источники Financial Times утверждали, что Microsoft хотела купить сервис за $51 млрд, что примерно соответствует его рыночной капитализации. За год с начала пандемии акции Pinterest подорожали с $20 до $85 за штуку.

Instagram

Приложение Instagram — еще один пример сверхуспешного стартапа, начинавшегося в публичном облаке. Оно впервые появилось в App Store в октябре 2010 года. После этого разработчики одну за другой выкатывали новые опции — хэштеги, фильтры, возможность поворачивать и редактировать изображения, новые иконки. Когда они, наконец, сделали приложение для Android, в первые же сутки его скачали больше 1 млн новых пользователей.

Правда, в публичном облаке Instagram продержался недолго. В 2012 году Facebook приобрел фотоприложение за $1 млрд и перенес сервис в свое частное облако.

Откуда берется гибкость

Стратегия cloud-only, которую охотно практикуют технологические стартапы, означает размещение всех рабочих мощностей, данных и вычислений исключительно в облачной среде. Компании не покупают никаких физических серверов и не создают собственные центры обработки данных.

Что такое стратегия Cloud Only и почему она подходит не всем компаниям  

При этом они используют программную архитектуру и приложения, созданные специально для облаков, и применяют принципы облачной разработки. Такой подход обычно называют cloud-native. Вместо монолитного корпоративного стека технологий здесь применяются слабо связанные друг с другом компоненты и сервисы, гибкие методы разработки и модульный принцип.

Для cloud-native подхода характерно, например, широкое использование контейнеров. Это стандартные единицы ПО, в которые помещают приложение вместе со всем необходимым для его работы — средой запуска, кодом, библиотеками и настройками. По сути, они делают приложение абсолютно автономным от остальной инфраструктуры. Его легко дорабатывать, менять и перемещать.

Еще одна характерная черта — микросервисы. С их помощью разработчики могут вносить изменения в отдельные элементы и функции, не влияя на все приложение и его доступность для пользователей.

Но главное в подходе cloud-native — это механизмы горизонтального масштабирования приложений. Оно производится не через физические серверы, а через виртуальные модули — так называемые поды. Каждый модуль отвечает за один или несколько контейнеров. За подом закрепляется определенный объем вычислительных мощностей и памяти. При необходимости количество активных подов можно уменьшать или увеличивать.

Запуск сервисов в облаке и использование cloud-native приложений дают стартапам преимущества, помогающие им непрерывно развиваться. Речь не только об экономии на оборудовании, гибкости и масштабируемости систем. Благодаря облакам стартапы получают высокий уровень автоматизации при разработке, тестировании и развертывании приложений. А значит, и более высокую скорость вывода продуктов на рынок.

Time to market: почему показатель важен в кризис и при чем тут облако  

Все вместе это обеспечивает возможности, которые критически важны для стартапов — максимально быстро создавать и тестировать пробные версии продукта, а затем так же быстро запускать новые опции и итерации.

Кто пойдет за стартапами

Не желая отставать от стартапов, в облака переезжают и те, кто начинал свою работу в классических дата-центрах.

«Складывающемуся годами зрелому бизнесу с его унаследованными ИТ-системами бывает сложно сразу поменять классическую On Premises-архитектуру на облачную, а тем более стать cloud-native компанией. Но и игнорировать очевидные преимущества облаков крупный бизнес тоже не может. Пример таких компаний, как Netflix, чья ИТ-инфраструктура выросла в облаке до 100 тыс. виртуальных облачных серверов, показывает, что небольшая компания может успешно расширить свой бизнес в публичном облаке до глобального уровня. Современные облачные продукты абсолютно универсальны. Например, нашим облаком SberCloud.Advanced, которое объединяет 48 облачных сервисов, включая Кubernetes, микросервисы, управляемые базы данных, big data и прочие, пользуются как крупнейшие российские компании, так и малый бизнес», — подчеркивает Колбин из SberCloud.

Стриминговая платформа Netflix задумалась о переходе, когда ее база данных оказалась серьезно повреждена. К тому же обычные сервера слабо справлялись с ростом аудитории. «Именно тогда мы осознали, что нам необходимо уйти от вертикально масштабируемых единых точек отказа, таких как реляционные базы данных в нашем ЦОД, к высоконадежным горизонтально масштабируемым распределенным системам в облаке», — объясняли в компании.

Вскоре начал переезжать и аудио-стриминг Spotify. Собственные ЦОДы было сложно содержать и обслуживать, а команда хотела сосредоточиться на инновациях и росте. Ради гибкости и масштабируемости перебрались в облако и многие другие компании, включая сервис веб-заметок Evernote и маркетплейс товаров ручной работы Etsy.

Не всегда бизнес полагается исключительно на общедоступные облака. Например, Uber применяет гибридный подход, сочетая классические дата-центры с частными и публичными облаками от нескольких провайдеров.

Этому примеру в ближайшем будущем последует большая часть бизнеса, чьи ИТ-системы до сих пор не мигрировали в облако, ожидают аналитики Deloitte. По их оценке, в 2022 году гибридную инфраструктуру будут использовать более 90% компаний в мире.

Источник

Exit mobile version