— В 2013 году мы начали делать первый проект, назывался он «ТаксиНадо».
— Схема была такая — вы размещаете заказ, откликаются водители и выставляют ценники, вы уже соглашаетесь. Не совсем взлетело, потому что мы сами затянули, ведь мы средства привлекали по друзьям-знакомым. Все потратили на разработку, разработка была долгая, больше полугода. Запустили, потом не могли срастить самые сложные вещи — «Есть водители — нет заказов», «Есть заказы — нет водителей». Элементарно денег не хватило двигаться дальше, потому что все уже были потрачены, а привлечь не получалось. Поэтому мы потом этот проект заморозили, взяли небольшую паузу и придумали, как все дело без денег можно организовать.
Так родился AltoСar.
Исполнительный директор сервиса Altocar — о том, как иметь в Казани личного водителя за умеренную цену.
С появлением мобильных сервисов по вызову такси добраться в Казани из пункта А в пункт Б стало значительно проще. Больше не приходится подолгу объяснять оператору, откуда тебя забрать, записывать марку и номер автомобиля, гадать, в какую сумму обойдется поездка. Но казанский сервис с дальневосточными корнями под названием AltoCar может предоставить вам услугу «личного водителя» по достойной цене. Исполнительный директор компании Виктор Неешпапа рассказал, как они персонализировали сервис, почему не боятся конкурентов и почему стартап — это не история про хипстеров.
AltoCar — это казанский проект?
— Мы сами с Дальнего Востока, из города Благовещенка Амурской области. Там в 2013 году мы начали делать первый проект, назывался он «ТаксиНадо».
В чем заключалась его суть?
— Схема была такая — вы размещаете заказ, откликаются водители и выставляют ценники, вы уже соглашаетесь. Не совсем взлетело, потому что мы сами затянули, ведь мы средства привлекали по друзьям-знакомым. Все потратили на разработку, разработка была долгая, больше полугода. Запустили, потом не могли срастить самые сложные вещи — «Есть водители — нет заказов», «Есть заказы — нет водителей». Элементарно денег не хватило двигаться дальше, потому что все уже были потрачены, а привлечь не получалось. Поэтому мы потом этот проект заморозили, взяли небольшую паузу и придумали, как все дело без денег можно организовать. Так родился AltoСar.
Как сейчас привлекаете инвесторов?
— В ИТ-парк многих людей приводят — инвест сообщество, гос. структуры, чиновники, а еще есть гранты, поддержки, отборы. Всех сюда стараются «затащить», так что всегда можно кого-то найти, хотя это все сложно. Ведь многие приезжают просто посмотреть, а не инвестировать.
Почему из Дальнего Востока перебрались в Казань?
— Там привлекли первые средства на его реализацию, но через какое-то время мы поняли, что начали упираться в потолок, что надо показать свой проект миру, двигаться дальше. Начинать с маленького города, где 200 тысяч человек населения — не совсем было целесообразно, но опыта не хватало. Потом мы следили за событиями в сфере IT, был симпатичен ИТ-park.
Чем он вас привлек тогда, когда вы еще здесь не были?
— ИТ-park — это концентрация людей в различных отраслях IT. Плюс еще поддержка компетенциями в виде офиса, бухгалтерских услуг, экспертной оценки.
Мы подались на отбор, нас пригласили, мы приехали с Дальнего Востока, прошли отбор. Отбор был жесткий, думали что провалились, но, когда уже выезжали, нам позвонили и сказали: «Вы прошли».
За счет чего выиграли?
— Тут дело не в том, что по каким-то критериям проводится отбор. Ты приходишь со своим проектом, раз в три месяца проводится отбор в Бизнес-инкубатор. Приходишь туда, рассказываешь про свой проект, защищаешься перед экспертами, тебя разносят в пух и прах, и потом те же эксперты совета принимают решение, нужно ли тебе инкубироваться или нет.
Тут не конкурс красоты, где девушки вышли на конкурс дефиле. Здесь конкретно отбираются проекты, у которых есть потенциал, идет движение.
Допустим, зародилась какая-то идея, Instagram для котиков, грубо говоря, вы можете прийти и рассказать о проекте на отборе. Вам уже скажут, где хорошо, где плохо, чему-то научат. И потом уже год инкубирования, если прошли два отборочных дня. Начинаются обучения, приезжают люди из разных областей, в том числе и IT, преподают, дают старт.
С какими экспертами вам удалось пообщаться?
— У нас были преподаватели, одно время был Тимур Ахмеров из «БАРС Груп», оборот этой ИТ-компании на тот момент превысил миллиард рублей. Был еще Николай Митюшин из венчурного фонда ABRT. Он эксперт по бизнес-моделям. Были случаи, когда даже кто-то в слезах убегал, потому что не мог вынести этот напор. Если вы пришли заниматься бизнесом, то вы должны им заниматься серьезно.
С 2015 года вы резиденты ИТ-парка, ощущаете разницу между этим статусом и работой в Бизнес-инкубаторе?
— Конечно, здесь мы уже плаваем сами, а там нам помогают плавать. Там мы еще мальки, а здесь уже взрослые рыбы, которые в море с другими акулами плавают.
Какие у вас обязательства перед ИТ-парком?
— Мы должны предоставлять отчетность, создавать рабочие места. Мы должны расти и доказывать это, потому что это гос. учреждение. Оно и создано как раз для того, чтобы экономику нашей страны поднимать.
В чем плюсы ИТ-парка?
— Здесь собралось сообщество серьезнейших людей из различных сфер. Они могут что-то подсказать, выскажут свое мнение, можно сделать коллаборацию, работать вместе.
Да, некоторые вещи работают не совсем идеально, но тем не менее есть движение. Например, люди приходят в тот же инкубатор — у кого-то полностью меняется сознание, кто-то уходит с поля. Абсолютно нормальное явление.
А почему умирают стартапы?
— Все банально и просто. При первых же трудностях все руки опускают, голову в песок и уходят.
Начинается все по фану, а фан заканчивается очень быстро. Часто случается, когда долго пилили, потом выкатили, и оказывается, что это вообще никому не нужно. Элементарно не протестировали идею, не спросили у людей. Это, наверное, самая распространенная причина.
Второе — недостаточно привлеченных средств. Они же не привлекаются просто так, у тебя должны быть какие-то движения на первоначальном этапе, в это время сливается очень много стартаперов.
В сфере стартапов есть какие-то стереотипы?
— Очень сильно распространено мнение, что стартап — это из серии смузи, бородатые мальчики и различные хипстеры. Вокруг этого такая вот аура крутится. Другие считают, что здесь какие-то студенты. Не спорю, есть и такой контингент. Но, как правило, их проекты очень быстро умирают, они как раз та самая печальная статистика — больше 90% . У них в голове никакого бизнеса, ничего не посчитано, потому что это просто прикольно. А стартап — это тот же самый бизнес, что открыть ларек, что сделать сервис на всю страну или на мир. Тут без бизнеса вообще делать нечего.
Получается стартап это просто такое модное слово, чтобы привлечь молодежь?
— Вообще все понятия исковеркали. Стартап — это начинающая компания, которая выступила за свою идею, она найдена, но нет модели заработка еще. Хотя некоторые из идеи сразу находит бизнес-модели, которые будут приносить средства, а кто-то растит аудиторию, а потом думает, как ее конкретизировать. Разные пути и варианты развития событий.
С какими еще проблемами могут столкнуться стартаперы?
— Бывает «швырялово» в командах — друг друга «кидают» на деньги, взял их и унес. Все. А деньги были на что-то выделены. Бывает звездная болезнь у кого-то включается раньше времени, а у кого-то она вообще не угасает.
Но ваш проект живет и развивается, в чем его идея?
— Изначально хотели продавать пакеты километров, как делают сотовые операторы с минутами и гигабайтами. Мы предлагали 500 км за 5 тысяч рублей на месяц. Не выкатали — на следующий месяц они не переходят. Все пошло, первые продажи были, а до этого у нас база водителей по Казани уже кое-какая сформировалась.
Мы отобрали более-менее хороших водителей, встречались лично, общались и запустили это все. Все пошло-поехало, еще больше клиентов стало подключаться, больше прирост, но экономика там чуть-чуть не сходилась и мы были в минусах серьезных.
Но потом к нам постучались первые корпоративные клиенты. Мы начали смотреть, как они ездят, поняли, что нам это интересно, это стабильно и они приносят больше денег.
Когда вы говорите «корпоративные клиенты», о чем речь?
— Это организации, с корпративными клиентами пришел «крупняк», в том числе из «Ак Барс» банка, там была целая история. Они нам свались как снег на голову, разговор был сначала о том, что начинаем с маленьких оборотов и постепенно раскачиваемся. А их партнеры, которые катали раньше, про это узнали и отказались от них. И просто выбора нет, ну мы их и повезли и до сих пор работаем. Уже два года почти.
По какой причине изменилась модель оплаты?
— Мы поняли, что нам корпоративы более интересны, отсекли физические лица полностью и переделали модель, потому что у организаций по бухгалтерии не сходились многие вещи.
Соответственно ценник поднялся, вся экономика сошлась, и мы начали дальше двигаться. Более полутора лет мы двигались только с корпоративными клиентами, заняли в Казани довольно-таки серьезные позиции.
Выходит, вы превратились в аутсорсинговый автопарк?
— Грубо говоря, да, потому что компании, которые переходили на нас, сокращали свои расходы вплоть до 60 процентов, ведь содержание собственного автопарка — оно неимоверно дорогое. Там зарплаты, простои машин оплачиваются и много других составляющих. Так что кризис сыграл нам на руку в плане того, что все начали сокращать свои расходы — убирали свои автомобили, автопарки, людей. Эти люди потом приходили к нам работать, чтобы возить своих же клиентов, только оплата была уже по заказам.
То есть сотрудникам организаций не пришлось привыкать к новым водителям?
Мы научились корпоративным клиентам делать персонализацию, потому что, когда люди переходят от собственного автопарка, у них целая куча негатива — кто повезет, куда повезет. Человек уже привык со своими водителями ездить, поэтому мы пришли к тому, что компании стали формировать себе список водителей, так называемых избранных. Это начало очень хорошо заходить, потому что некоторые набрали по 10–20 водителей избранных, ездят только с одними и теми же и даже дают какие-то поручения.
Хотя вы говорите только о корпоративных клиентах, вы ведь сейчас и на физические лица работаете?
— Да, приняли решение, что хотим расти быстрее, у нас есть что предложить рынку физических лиц, потому что мы и так конкурируем за водителей с теми же Uber, Gett Taxi, «Яндекс. Такси». Отличие наше как раз в том, что мы научились корпоративными клиентами делать персонализацию, то же самое решили предложить рынку физических лиц. Зашли с, ведь у Altocar в автопарке классные иномарки, а цена как за «Эконом», плюс еще дали возможность персонализировать под себя эту услугу.
Как это работает?
— Вы проехались с водителем, вам он понравился, потом можете поставить ему оценку, написать отзыв и добавить водителя в список избранных.
Когда вы размещаете предзаказ либо срочный заказ, если водитель на связи, он видит этот заказ одним из первых. Водитель понимает, что заказ от постоянного клиента и интуитивно стремится оказать услугу на более высоком уровне при исходной цене.
За счет персонализации мы стали очень хорошо двигаться, и за короткий срок выросли больше чем в 3 или 4 раза. Сейчас порой не справляемся, то есть надавили рекламой, маркетингом.
Водителей не хватает?
— Да-да, но мы их количество увеличиваем, работа с водителями у нас тоже своеобразная, с нами абы кто не может работать.
Вы лично с каждым встречаетесь?
— И это тоже, еще партнеров подключаем, поэтому рост по водителям не такой уж быстрый, но зато соответствующее качество оказания услуг. Хотя из-за быстрого роста, нам пишут некоторые негативные письма — «Невозможно уехать!».
Да что скрывать, сложно уехать. Сложно, потому что спрос большой, сейчас народу налетело просто тьма. Наверное, на старте все с этим сталкиваются. Это просто период времени, который пройдет, и все стабилизируется. Мы, если честно, думали чуть-чуть поменьше будет рост, готовились к одному, получили другое. Но мы рады, что так случилось. Хотя и негатив свой получаем, так что просим прощения у читателей, если кто-то не смог воспользоваться нашими услугами.
Есть совет, чтобы без проблем воспользоваться Altocar?
— Советуем запланировать поездку, потому что, кто запланировал, уезжает без проблем.
За сколько лучше всего бронировать?
— Можно и за сутки, а минимально за 30 минут. Если на утро заказываете, то больше вероятности, что машина к вам приедет. У нас водители привыкли с организациями работать по заказу, поэтому срочные немного не вписываются в график. Кстати, история с избранными водителями как раз строится больше на этой системе. Если заказ срочный, не факт, что поблизости окажется ваш водитель.
Вернемся к водителям — переманиваете водителей у конкурентов?
— Это уже закрытая информация. Трудно ли это сделать? Конечно, ведь мы еще со времен старта «Яндекс. Такси», Uber в Казани начинали. Деньги и бонусы есть у всех, но мы предлагаем свои фишки, которые не раскрываем.
Для вас было ударом, когда в Казани появились компании-конкуренты?
— Нет, мы были готовы, потому что смотрим и на мировое движение, как это все работает. Какая то часть нас уже была готова. Главное, что наши обязательства перед клиентами не были нарушены, хотя были водители, которые убегали. Но то что мы гарантировали клиентам 100% вывоз это ни как не повлияло.
Каким образом привлекаете клиентов? Скидками и бонусами?
— Конечно. Например, человек скачал приложение и может ввести промокод друга, тогда он получит 150 рублей на поездку в виде бонусов. Они работают как скидка. Либо подарить этот промокод своему другу, а когда друг им воспользуется, вы получите свои 150 рублей. Можно еще поделиться своим избранным водителем, это тоже очень не плохо сыграло нам на руку. Наши конкуренты не нацелены на это.
А есть еще преимущества перед конкурентами?
— У нас тариф стабильный. Он выше «Яндекс. Такси», например, но на нем нет коэффициэнтов.
То есть даже если высокий спрос, вы тариф не повышаете?
— Мы по-другому этот спрос регулируем. Это наше преимущество. Нам же надо как-то 100 процентов заказов принимать. Именно по корпоративным клиентам как минимум, потому что мы там договором себя обязываем. Для физических лиц мы гаранитию не даем, в общем ее никто не дает.
Конкуренты к вам серьезно относятся?
— Ко всем нужно серьезно относиться. Даже к маленьким. Потому что иной раз маленькие двигаются намного быстрее, чем большие. В сотни раз быстрее. Время принятия решения у больших игроков может затянуться — то согласование, то еще что-то. А маленькие компании могут быстро собраться, сказать «Интересная идея, давай попробуем, проверим?». Быстренько проверили и пошли дальше.
Есть в планах развиваться в других городах?
— Пока взяли Казань, в Набережных Челнах проводим тесты, но хотим города-миллионники охватить, кроме Москвы и Питера.
Можете раскрыть, о каких городах идет речь?
— Нет, и не потому, что это секрет. Надо смотреть, какой вариант предпочтительнее, какие есть наработки в том регионе. Не бывает такого — «А давайте будет Уфа?», и пошла Уфа. Но дальше пойдем, это точно.
Взято тут