Как создать успешный блокчейн стартап

Сразу, чтобы понимать, насколько легко или сложно создать успешный блокчейн стартап – нет, это нелегко.

На платформе GitHub (это такой глобальный репозитарий исходных кодов программистов) на данный момент более 80 тыс проектов, в той или иной мере посвященных блокчейн технологиям. При этом только 8% из них можно признать успешными.

При этом на самом деле никакого проверенного способа создать успешный стартап не существует. Особенно в такой новой индустрии. Несмотря на то, что много кто слышал про биткойн, технологии распределенных реестров, которые стоят за биткойном, мало кому толком известны. Правительства разных стран только начинают регулировать и понимать индустрию блокчейна.

Но тем не менее есть несколько довольно устойчивых индикаторов, которые помогут блокчейн стартапу выжить.

Билл Гросс, основатель инкубатора техностартапов IdeaLab, изучил 200+ компаний, которые занимаются блокчейном, чтобы найти наиболее важные факторы для успеха.

1. Учитывайте момент

Блокчейн сообщество сильно разогрето. Стремительный взлет курса биткойна (к слову сказать, с не менее стремительным последующим падением) обеспечил биткойну хорошую популярность. В 2016 году было создано 26 тыс блокчейн стартапов. В 2017 их уже было создано намного больше.

Поэтому если вы сейчас не начнете задумываться о том, чтобы создать стартап в этой области, потом вы можете оказаться далеко позади.

В то же время очень важно на самом деле, чему именно будет посвящен ваш проект. Например, некоторые блокчейн приложения оказались более успешными во время правления Омабы и Хилари, но менее успешны при Трампе. Поэтому важно наметить для себя перспективную область.

P.S.: При этом, как мы видим, отношение к блокчейну и криптовалютам в России на данный момент чересчур неоднозначное, и настроения тут колеблются от “запретить его совсем” до “блокчейн – новый драйвер цифровой экономики”

2. Команда имеет значение

Анализ GitHub проектов показывает, что блокчейн проекты, созданные компаниями имеют 15% шансов на успех по сравнению с проектами, которые были созданы энтузиастами. Очевидно, это связано с тем, что у организации в целом гораздо больше ресурсов и возможностей распределять нагрузку в ходе работы над проектом. Большие компании имеют возможность укомплектовывать команду специалистами с разными навыками и знаниями, в то время как маленькие команды энтузиастов вынуждены совмещать много технологий в одном человеке, что довольно трудно – область блокчейн не так проста как кажется и работает на стыке разных технологий и областей знаний.

При этом что интересно, проекты, созданные компаниями, в 5 раз чаще копируют, что еще больше увеличивает шансы на выживание идеи (чем больше проектов создается, тем больше вовлеченных пользователей в целом).

3. Внимательно оцените свою идею

Спрашивайте вопросы абсолютно обо всем, чтобы убедиться, что ваше ценностное предложение сформулировано ясно и точно. Спрашивайте себя и свою команду “Что блокчейн принесет этому проекту? Может ли ваш стартап развиваться так же успешно без использования блокчейна?”. Может быть блокчейн в его текущей форме не является необходимым для вашего продукта прямо сейчас, но может быть он понадобится позже?

Не добавляйте блокчейн в ваш проект только потому, что это модно, на самом деле он вам может быть абсолютно не нужен, и никак не улучшит ваш продукт. Блокчейн уже настолько стал заезженным термином, что его используют везде и всюду. Одна британская компания просто добавила слово “blockchain” к своему названию и подорожала на 394%, даже несмотря на то, что блокчейн составляющая этого проекта была в самом начале внедрения. К сожалению, такие компании позже могут разочаровать своих инвесторов, что крайне негативно скажется на их стоимости.

4. Монетизируйте свой проект

Несмотря на то что финансирование не обязательно является самым важным для развития стартапа, для стартапа важно найти финансовую модель, которая соответствует требованиям проекта. Некоторые стартапы используют внешние API для партнеров для привлечения финансирования, но наиболее популярным способом быстрого привлечения денег сейчас является ICO.

Если вы решите использовать ICO для привленичения финансирования в вашем стартапе, очень важно реализовать максимальное количество токенов. При этом убедитесь, что ваши токены действительно наделены смыслом и ценностью, и что это не просто “токены” потому что они нужны для ICO и сбора денег. Токены могут быть хорошим инструментом стимулирования в вашем проекте, поэтому не недооценивайте их потенциал.

Также важно учитывать, что на фоне возросшего количества мошеннических схем с использованием ICO, правительства многих стран начали более строго контролировать ICO. Убедитесь, что в вашей стране текущее законодательство, тренд в законодательстве и общее отношение властей к криптовалютам на вашей стороне. Учитывайте эти особенности при запуска блокчейн стартапа.

Понятное дело, что было бы неплохо, если бы криптосообщество в целом смогло избавиться от негативного влияния ICO-мошенников. Проекты, которые используют ICO исключительно для обогащения провоцируют государственные власти блокировать любые сделки в этой области и создают большие трудности стартапам, которые делают действительно полезные продукты. Все больше и больше стартапов вынуждены неожиданно закрыться ввиду резких изменений в законодательстве, и будет не очень круто, если ваш проект постигнет эта же участь.

5. Продвигайте свой проект

Давайте будем реалистами. Прежде чем собрать финансирование для вашего стартапа, например, с помощью ICO (или другим способом) было бы неплохо, чтобы потенциальные инвесторы вообще узнали о вашем существовании.

Иметь хорошее присутствие в социальных сетях, в блогосфере и активно общаться с другими участниками блокчейн сообщества – отличное начало для продвижения вашего проекта. Очень важно четко и ясно сформулировать цели вашего проекта, чтобы это было понятно не только опытным участникам блокчейн сообщества, но и более широкой аудитории пользователей.

Пишите статью про ваш проект, размещайте информацию о нем на разных краудфандинговых площадках, делайте посты в социальных сетях, почтовые рассылки и, быть может, даже заведите каналы в мессенджерах, чтобы эффективно распространять информацию о вашем стартапе по всем каналам.

И самое главное – получайте удовольствие от своего стартапа и от осознания того факта, что вашим проектом вы вносите вклад в развитие довольно молодой индустрии блокчейна.