«Первая леди» Google и «президент» YouTube: история успеха Сьюзен Войжитски

В ее удивительной биографии поклонники ищут вдохновения, а хейтеры – подтверждения того, что миром правят связи. Впрочем, Сьюзен Войжитски, «самую могущественную женщину в Интернете», последние мало волнуют. В ее приоритетах – семья, бизнес и информационные технологии.

Обычным сентябрьским днем 1998 года не самая известная сотрудница довольно известной корпорации Intel Сьюзен Войжитски решила остаться дома и никуда не выходить, чтобы дождаться доставку холодильника. Она принимала душ, когда грузовичок с ее покупкой подъехал к порогу ее дома. Однако, спустившись вниз, она с удивлением для себя не обнаружила ни работника доставки, ни обещанного холодильника.

Но, к счастью, долго искать пропажу не пришлось. Прямо за стеной кухни, в ее же гараже, приобретение Сьюзен уже с удовольствием оценивали ее арендаторы: Сергей Брин и Ларри Пейдж.

Именно с гаража Сьюзен начнется история корпорации Google. Именно с ее холодильника – эдакая неформальная корпоративная культура, которая царит в ней до сих пор. Сама госпожа Войжитски, кстати говоря, нисколько не обиделась на наглый захват своего холодильника. И не зря. В будущем эта ее щедрость окупится сполна: за пожертвованный когда-то холодильник она, в конце концов, получит шефство над самым популярным видеохостингом в мире и заработает состояние в 480 миллионов долларов (Forbes).

Сьюзен на саммите в честь 25-летия издания WIRED , 15 октября 2018 года

Сьюзен Войжитски занимает пост CEO YouTube с 2014 года, и именно в ее голове зародилось большинство идей того, как видеохостинг должен функционировать, чтобы привлекать рекламодателей, защищать чужие авторские права и не раздражать пользователей. Ее история успеха – это целый кейс, самое примечательное в котором то, что изначально Сьюзен, которая выросла в Кремниевой долине, даже не планировала связывать с ней свою жизнь.

Короли Кремниевой долины

Сама корпорация Google очень любит эту историю с гаражом Сьюзен. В Сети до сих пор можно найти фотографии ее бывшего дома, да и эпизод этот описывается во многих книгах, посвященных как истории компании, так и бизнесу вообще. С другой стороны, сама Сьюзен тоже считает свой гараж большим стартом для себя – и не только карьерным.

Тот самый гараж Сьюзен, где зародилась компания Google

Когда госпожа Войжитски присоединилась к Google, она пребывала на четвертом месяце беременности. По сути, она бросила стабильную работу в уже раскрученной к тому моменту Intel ради сомнительного проекта, разработанного двумя студентами. И все это в ожидании ребенка. Важно понимать, что Сьюзен и ее супруг Деннис сдавали жилплощадь не забавы ради. «Да, мне нужны были деньги тогда, – признавалась CEO YouTube в интервью в программе Recode Decode. – Я только что купила дом, мне надо было выплачивать ипотеку». Но Войжитски, несмотря на тысячи «против», все же согласилась на предложение Сергея и Ларри – и навсегда вошла в историю компании как «сотрудник под номером 16».

«Думаю, я всегда умела видеть вещи наперед, – продолжила Сьюзен в той же беседе. – Когда я пришла в Google, люди спрашивали меня: «Зачем ты устраиваешься туда?». В то время компания была очень маленькой. Но я видела потенциал Google, видела, как она вырастет в будущем. Я видела в этом смысл, несмотря на то, что таких, как я, было мало».

Войжитски ни в коем случае не лукавит, когда говорит о своей способности «видеть наперед». Умение прогнозировать – до сих пор ее самая яркая предпринимательская черта, которая помогла ей принять немало удачных решений. 

Сьюзен беседует с Стивеном Леви, автором, специализирующимся на информационных технологиях, в рамках бизнес-конференции WIRED, 3 мая 2011 года 

Женщина, которую впоследствии будут называть «королевой Кремниевой долины», никогда не грезила карьерой в информационных технологиях. Подростком она мечтала совсем о другом – об истфаке.

Интересно, что историю Сьюзен, как и биографии многих успешных женщин, до сих пор любят сравнивать со сказкой о Золушке, несмотря на то, что с ее главной героиней Войжитски объединяет разве что трудолюбие. Нет, Сьюзен не была Золушкой. Она всегда была стратегом, которой, ко всему прочему, посчастливилось родиться в очень интеллигентной и уважаемой семье. Отец Стэнли – профессор физики в Стэнфордском университете. Мать Эстер – преподаватель-методист, которой удалось вырастить не одну, а сразу трех удивительно успешных дочерей (наша героиня – старшая).  

Сестры Войжитски: Энн, Дженет и Сьюзен на церемонии вручения научной премии Breakthrough, 4 ноября 2018 года

Как пошутила однажды одна из сестер Сьюзен, Энн Войжитски, в обществе, в котором они росли и воспитывались, «плод считается жизнеспособным, только когда он получит докторскую степень». Судьба Энн, кстати говоря, сложилась тоже весьма удачно: сегодня она является CEO биотехнологической компании 23andMe. До 2015 года она была замужем за самим Сергеем Брином, от которого воспитывает двоих детей. Еще двоих наследников, достойных войти в престижный клуб под названием Silicon Valley’s Royalty.

Вторая сестра Сьюзен, Дженет, прославилась в США как уважаемый антрополог. Словом, семейство Войжитски пустило корни в интеллектуальной среде Америки всерьез и надолго. И, несмотря на то, что мать девочек ответственно признавалась, что всегда стремилась давать дочерям выбор в поиске своего предназначения, окружение Сьюзен, Энн и Дженет, очевидно, повлияло на них всецело.

Сьюзен и ее сестра Энн на вручении научной премии Breakthrough, 4 декабря 2016 года
Сестры на той же церемонии в 2017 году

«Они были моим образовательным экспериментом, – с гордостью говорит Эстер о своем материнстве в беседе с американским Forbes. – Моей целью было посмотреть, как рано они научатся всему тому, что я предлагаю. Мне было весело с раннего возраста учить их плавать, читать, кататься на велосипеде, узнавать что-то о районе, в котором они живут. Да, детей можно начинать учить с самых ранних лет».

Логично, что Сьюзен, как и ее сестры, с детства начала проявлять интерес к учебе. Но не к науке, а к искусству, литературе и истории. Эстер вспоминает, что ее старшая дочь всегда отличалась усидчивостью и очень спокойным характером: «Если вам нужно принять тяжелое решение, поговорите со Сьюзен. Она всегда мыслит здраво, в любой ситуации». И, возможно, с ее тягой к знаниям и идеальной дисциплиной, лучшего решения, чем карьера историка, было и не сыскать. Сьюзен с легкостью поступила в университет – но не в Стэнфорд, где позднее будут учиться Сергей и Ларри, а в Гарвард, чтобы изучать историю и литературу.

Сьюзен представляет Google на конференции TechCrunch Disrupt, 10 сентября 2013 года

После бакалавриата ответственная мисс Войжитски планировала дойти до «доктора» в области экономики. Но вовремя почуяла иной тренд. Тренд, который доверенный основателей Google Эрик Шмидт в разговоре с другой легендарной женщиной в техно-индустрии, назовет «ракетой».

Мамочка для Google

Сьюзен, как принято шутить сегодня над теми, кто ничего не смыслит в науке (или не хочет ничего смыслить), была типичным гуманитарием. Осваивать азы ИКТ она начала довольно поздно, но едва заметив старт той самой «ракеты», она приняла одно из самых важных решений в своей жизни: на последнем курсе истфака Сьюзен записалась на курс CS50.

Сьюзен выступает на саммите CEE Innovator в Варшаве, 28 марта 2017 года

«Я вдруг осознала, что я могу производить какие-то вещи, продавать их, иметь влияние, – вспоминала CEO YouTube свою внезапно проснувшуюся любовь к технологиям в интервью Fast Company. – А тут появляется Интернет, который позволяет общаться, находясь в разных уголках Земли. Это было невероятно».

CS50 – программа легендарная, до сих пор одна из самых популярных у студентов Гарварда. Это курс по основам программирования, который пусть и рассчитан на новичков, но построен так, что выходят из него практически готовые специалисты. Сьюзен, к примеру, получила работу в Кремниевой долине сразу же после выпуска из Гарварда в 1990 году. Здесь же она и осталась навсегда, продолжив инвестировать в свое образование и прокачивая резюме дополнительными степенями в экономике и MBA.

Сьюзен на ежегодной конференции Allen & Company в Сан-Валли. Рядом с ней ─ Джек Дорси (создатель Твиттера) и Авив Нево (венчурный капиталист)

А далее – снова набор взвешенных (и по большей части, удачных) решений. «Я все чаще присматривалась к интернет-компаниям, которые приветствовали инновации, драйв и все то, что было важно для меня лично, – признается Сьюзен в интервью Financial Times. – И, конечно же, я знала ребят из Google, ведь они жили у меня пять месяцев. Я была старше их, у меня был MBA, я уже работала. Поэтому, конечно же, я с осторожностью присматривалась к этим двум студентам. Да, именно так я их и воспринимала: как студентов, которые запустили свою первую компанию».

Беременная первым ребенком, Сьюзен, вероятно, инстинктивно начала считать Google и его основателей своими детьми. Даже своих собственных отпрысков она ассоциирует с каким-либо этапом карьеры. «Я присоединилась к Google, когда была беременна первым, поэтому своего старшего я ассоциирую именно с Google. Затем мы работали в команде, где создали AdSense, как раз когда я вышла из второго декрета. Третьего ребенка я ассоциирую с YouTube. Четвертого – с DoubleClick», – признавалась женщина еще в 2014 году, до рождения пятого малыша. Говоря о Google и YouTube, она любит использовать глаголы «расти» и «воспитывать» – будто она сама мама для этих компаний.

Сьюзен и ее супруг Деннис на вручении наград научной премии Breakthrough, 12 декабря 2013 года

Но вот что интересно: Сьюзен никогда не позволяла работе встать впереди своей настоящей семьи. Правила возвращаться домой в 6 вечера и уделять три часа времени детям и мужу она придерживается до сих пор. И, по сути, именно Войжитски дала старт корпоративной культуре в Google, ориентированной на женщин. То, что впоследствии будут поддерживать и другие знаменитые сотрудницы корпорации. «Сьюзен не только отличный руководитель, – говорит о ней экс-коллега Шерил Сэндберг, – она большой друг для меня и многих женщин. Она стала для нас бесценным наставником».

Госпожа Войжитски была первой женщиной-сотрудником в Google и первой, кому понадобилось уйти в отпуск по уходу за ребенком. И если Шерил сегодня активно призывает дам чувствовать себя увереннее в бизнесе и не бояться брать инициативу в свои руки, то Сьюзен… учит всему тому же, вдобавок побуждая женщин не страшиться декретов и уж точно не переживать за свое карьерное восстановление. «Не забывайте, что со временем все становится проще, – заявляет Войжитски. – Появление ребенка меняет жизнь, но по-настоящему плотный период, связанный с воспитанием детей, не такой уж и долгий. Вы вполне можете его пережить».

Сьюзен на ежегодном праздничном мероприятии YouTube Brandcast , 29 апреля 2015 года

Обретя авторитет в качестве CEO YouTube, Сьюзен принялась отставить свои убеждения еще более публично. «Когда мы в Google предложили нашим сотрудницам 18-недельный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, мы заметили, что число увольнявшихся из компании женщин сократилось на 50%», – рассказывала Войжитски в 2016 году. А годом позже в эфире одного из телешоу она пожелала, чтобы новый президент США уделил проблеме материнства и карьеры самое серьезное внимание.

Карьера и принципы

Сьюзен Войжитски работает под крылом Google почти два десятилетия, но самостоятельной медийной фигурой она стала сравнительно недавно. Пик ее популярности, разумеется, пришелся на 2014 год, когда женщина была назначена CEO YouTube. Было ли это сенсацией? Как и любое продвижение женщины в подобной индустрии, было. Но, по правде говоря, четыре года назад Сьюзен получила то, что заслуживала давно, ведь если бы не она, Google бы вообще не купил YouTube.

CEO YouTube выступает на ежегодной конференции для разработчиков Google I/O, 17 мая 2017 года

В течение 2000-х Войжитски преимущественно занималась развитием инструментов размещения рекламы в Google. Как посчитывает Fast Company, она и ее идеи в период с 2002 по 2013 годы позволили увеличить рекламную деятельность компании с 400 миллионов долларов до 55 миллиардов. Что это были за идеи? Так, к примеру, Сьюзен принимала самое непосредственное участие в разработке знаменитого AdWords, сервиса контекстной рекламы, а за ней и AdSense.

Ей же принадлежала и идея выкупить YouTube.

Сьюзен выступает на ежегодном праздничном мероприятии YouTube Brandcast, 3 мая 2018 года

Одна из самых успешных и невероятных сделок современности была заключена в 2006 году: Google тогда купил новенький, но перспективный видеохостинг чуть более, чем за полтора миллиарда долларов. Копейки в сравнении с тем, сколько YouTube с его 1.8 миллиардами активных пользователей в месяц стоит сейчас – экспертные оценки доходят даже до 100 миллиардов. Впрочем, тогда даже эта сумма казалась Сергею и Ларри большим риском. Сьюзен в то время уже вовсю развивала сервис Google Video, который, казалось бы, мог бы сразу же выбить конкурента-новичка с рынка. Но, по мнению Сьюзен, никаких перспектив у их детища не было.

Как признавалась сама Войжитски, ошибку Google, делавшего ставку на профессиональные видео, она осознала, когда ее собственные дети буквально влюбились в глуповатый ролик под названием «a purple Muppet singing a nonsense song», пересматривая его снова и снова. Именно тогда Сьюзен поняла: будущее за пользовательским контентом (UGC), ведь только он может генерировать неподдельные эмоции у миллиардов людей по всему миру. Google Video существенно проигрывали YouTube в возможности оперативно размещать подобные видео.

«Это был настоящий инсайт: люди желали сами создавать контент, а другие хотели его смотреть, – вспоминала то время CEO YouTube в 2017 году. – Мы вступили в новую эру, в которой подобный контент будет иметь особую ценность. Я заметила это тогда, в 2006-м, и начала настаивать на покупке YouTube».

Госпожа Войжитски анонсирует запуск сервиса YouTube TV, 28 февраля 2017 года

Сьюзен еще не раз расскажет, что осознать ошибку Google Video было невероятно тяжело. Но, в конце концов, именно признание неудачи подарило компании один из лучших проектов, который сегодня идет вровень с некоторыми поисковиками, а то и обгоняет их.

Интересно, что Сьюзен получила шефство над YouTube всего через год после того, как ее сестра разошлась с Сергеем Брином (официально пара разведется в 2015 году). В том, что родственные связи оказали свое влияние на карьерный скачок Сьюзен в те времена мало, кто сомневался. Сама Войжитски, впрочем, всегда настаивала на том, что никто в их семье не стремится смешивать личную жизнь и работу. «Любое расставание – это тяжело для семьи, – рассказывала женщина в интервью FT. – Но с точки зрения работы все осталось прежним». К тому же, как подчеркивало издание, Сьюзен отчитывалась не перед Сергеем, а перед Ларри.

Она курировала YouTube с самого момента покупки. По сути, поначалу это был настоящий кот в мешке. Ставка на UGC, в конце концов, породила дискуссии о нарушении авторских прав, о неприемлемом контенте и даже о незаконном сборе персональных данных (от чего, впрочем, страдает практически любой интернет-проект). Проблемы возникают до сих пор: в 2017 году, к примеру, сразу несколько крупных рекламодателей отказались сотрудничать с YouTube, обнаружив, что видеохостинг размещает их рекламу в привязке с видео сомнительного содержания. Сьюзен публично извинилась перед клиентами, внедрив затем в YouTube усиленную систему фильтрации. К тому же, она нашла неплохой компромисс перед пользователями и рекламодателями: реклама, которую можно пропустить через 5 секунд (клиент не будет ее оплачивать, если ролик не досмотрели до конца).

Сьюзен на празднике YouTube Brandcast, 30 апреля 2014 года

Госпожа Войжитски до сих пор рассматривает вверенный ей видеохостинг если не как стартап, то как очень молодой проект, которому предстоит многое сделать и изменить (в зоне интересов Сьюзен – освоение виртуальной реальности). В свое время Google поставил перед собой миссию упорядочить информацию во всем мире. Миссия YouTube звучит несколько иначе. «Мы очень ценим ту роль, которую YouTube играет в экосистеме свободы самовыражения, – говорит Сьюзен изданию Fast Company. – Мы очень серьезно к этому относимся и хотим сделать все, чтобы голоса людей по всему миру были услышаны». В определенном смысле госпожа Войжитски взялась управлять заведомо беспорядочным пространством. Но она настроена оптимистично: ее чутье еще ни разу ее не подвело.

Источник