«Кажется, что Россия большая, но рынок так мал, что заработать на нем невозможно»

«Мы не выдерживаем конкуренции с Израилем, все хуже выдерживаем с белорусами. Все потому, что у русских есть иллюзия: мы и здесь выживем». Почему российские стартапы не могут выйти на мировой рынок.

Почему стартаперы из Израиля и даже Белоруссии обыгрывают россиян на международных рынках? Все дело в убеждениях и стереотипах, сложившихся в голове русских бизнесменов, уверен венчурный инвестор, управляющий партнер фонда The Untitled Константин Синюшин. Он рассказал «Идеономике», что не дает российским стартапам набрать популярность за рубежом.  Главное из интервью.

Константин Синюшин. Венчурный инвестор.

— Есть пословица: хочет — значит, может. На самом деле не обязательно может, но если не хочет, то точно не может. К моему огорчению, мечтает как раз небольшая часть российских стартаперов. У них есть одна большая ментальная проблема, от которой свободны их белорусские коллеги. У последних нет никаких иллюзий относительно внутреннего рынка. Для них стартап и работа на иностранном рынке — синонимы. В Белоруссии на внутреннем рынке стартап вообще не может существовать, поскольку рынок мал. Похожая ситуация в Израиле: там стартап подразумевает выход на мировой рынок.

У нас, к сожалению, есть иллюзия, что мы большая страна, что многих сбивает с толку. Наш рынок, конечно, больше, чем у соседей, но для большинства стартапов практически по всем направлениям он все равно недостаточен для того, чтобы не только самому заработать, но и дать заработать инвестору.

К моему ужасу, где-то 75% даже и не мечтают об этом, а 25% хотели бы что-то делать за границей, и это еще оптимистический сценарий. Но дальше включаются следующие фильтры: во-первых, чтобы что-то делать за границей, нужно, чтобы ваш продукт был конкурентоспособен на мировом рынке. Во-вторых, надо, чтобы люди не просто хотели и считали себя способными делать международный бизнес, а были способны его делать на самом деле. В-третьих — и, как правило, все упирается в это, — чтобы перенести бизнес на чужой рынок, нужно потратить больше денег, чем на родном рынке. Не все могут привлечь деньги.

Если мы, например, возьмем стартапера из Израиля и нашего, то они могут объективно ничем не отличаться. Но израильтянин всегда уверен в себе, и это ему сильно помогает. Бизнес — это такая штука, где думать надо глобально, а действовать локально. И даже если человек глубоко не уверен в себе, он не должен этого показывать.

— Мы в фонде очень любим, когда формируется команда из людей, которые хорошо друг друга дополняют. В ней должен быть один ученый, который у себя в кабинете долго сомневается, потом рассказывает своему партнеру, а партнер не подвергает его слова никакому сомнению, воспринимает их как данность и с уверенностью, что это единственно правильное решение, идет это продавать. И нельзя что-то продать, будучи не уверенным.

Хуже, чем проект, сделанный одними технарями, бывает только проект, сделанный одними маркетологами. Потому что они что-то по верхам поняли, воспроизвели, а основу не представляют. Проект, сделанный технарями, можно завернуть в иную обертку, поменять бизнес-модель и куда-то продвинуть, потому что он, как правило, хороший внутри. У маркетологов, как правило, проект хороший снаружи.

— В последнее время проекты, как правило, делаются более зрелыми людьми; это уже не студенты, как было раньше. Среднестатистический российский стартапер постарел, ему сейчас 30-35 лет. И более зрелые по возрасту команды, как правило, лучше сформированы.

— У нас очень имперская нация, и это дает определенный кругозор. Я не хочу никого обижать из других стран, но надо понимать, что у нас те слои населения, откуда выходят реально действующие стартаперы, очень сильно погружены в широкую информационную повестку. Они много за чем следят. В большинстве небольших стран повестка достаточно провинциальна, люди не космополитичны. У нас все хотят сразу быть великими. И это отчасти плюс. Если это правильно упаковано. 

В мире очень большая конкуренция. С Израилем мы пока ее не выдерживаем совершенно. И даже все хуже выдерживаем с белорусами. Там лучше знают иностранный язык, они с детства понимают, что это нужно. А у русских есть иллюзия, что мы и здесь выживем. У нас немного преимуществ, и прорыв наш лежит в области сокращения недостатков, а не в наращивании достоинств. В достоинствах на самом деле ничего особенного нет. Они есть много где и у кого.

Источник