Как CloudPayments и PINKMAN расшевелили унылый b2b-сегмент и что об этом думает Олег Тиньков

Как и во всех историях об успешных стартапах, поначалу в успех СloudPayments никто не верил. Начинанию пророчили полный провал, а основателей ласково нарекали «пионерами облачными», которые обанкротятся в первый же месяц ведения бизнеса. Но новая компания стремительно набирала обороты и уже спустя несколько месяцев вышла на самоокупаемость, в октябре 2017 года «Тинькофф Банк» купил 55% её акций.

В целом, сфера b2b чопорна и сдержанна, если не сказать — уныла. Чтобы отразить позиционирование молодой компании, нужно было придумать нечто особенное: эпатирующее, шокирующее и бунтарское.

Агентство  PINKMAN предложило принципиально новые решения: то, что мы наблюдаем на созданном сайте, рвёт все шаблоны и ломает стереотипы о серости b2b-сегмента.

Миша Розов, основатель digital-студии PINKMAN:

Зачастую брендинговые агентства предлагают полностью изменить предыдущие концепцию и дизайн. Этим они обесценивают проделанную до них работу, что, на мой взгляд, крайне бестактно. Предыдущий вариант логотипа клиента был узнаваем, и кардинально его менять мы не стали, только провели рестайлинг. 

Самая концептуальная и интересная часть работы нас ждала при работе над сайтом CloudPayments. Мы хотели в полной мере отразить натуру своего заказчика, поэтому выполнили двойную работу — помимо основной версии сайта сделали альтернативную. Среди ангельских бело-голубых тонов мы замечаем крутого пса, талисман CloudPayments. С сигарой в клыках он рычит: «Тебе мало?» При нажатии на него появляются три дисклеймера подряд, и сайт полностью преображается: перед нами предстает своего рода альтер эго CloudPayments — провокационное и даже бесноватое.

Нецензурный, но мотивирующий слоган задаёт тон. История компании, вакансии, контакты — вся информация преподносится далеко за рамками привычной деловой речи. Поначалу это шокирует, но оригинальность такой концепции — вне всяких сомнений.

Мы придумали и реализовали коммуникационную платформу «Больше, чем сервис платежей».

Концепция нового сайта основана на главной мысли: уCloudPayments в кадре всегда должны быть люди, поскольку их сервис позиционируется как самый что ни на есть человечный. Чтобы максимально точно донести эту идею, мы в студии изобразили людей от руки, а опытный каллиграф Илларион Гордон нарисовал заголовки. 

Первые две недели совместной работы я постоянно находился у CloudPayments в офисе. Вдохновлялся и рисовал: наблюдал, как они работали, как разговаривали менеджеры — они все вовлечённые, у них хорошо подвешен язык, и при этом они ничего никому не пытаются впарить. Подобный паритет интересов менеджеров и клиентов — долгосрочные дружеские отношения.

К примеру, клиент себе поставил на сайт платёжку, сотрудники могут позвонить: «У вас кнопка неправильного цвета, покрасьте её в зелёный, тогда, по нашему опыту, конверсия повысится». Такой сервис для неискушенных российских потребителей непривычен.



Дмитрий Спиридонов, генеральный директор CloudPayments, рассказал о позиционировании и сотрудничестве с агентством PINKMAN:

Дмитрий Спиридонов, генеральный директор CloudPayments:

Рынок не богат креативными студиями, и подрядчика мы выбирали весьма разборчиво — PINKMAN единственные откликнулись быстро и без лишнего формализма. Но поначалу они показались нам даже странными. Уже на первых этапах сотрудничества от ребят начали поступать сумасшедшие идеи. Казалось, они только того и ждали, когда появится кто-то, кто не побоится их воплотить. Они по-настоящему услышали нас, моментально прочувствовали наш стиль и с горящими глазами взялись за работу.

Я за то, чтобы в b2b-сегменте проявлялось творчествоЗа технологией стоит человек — она не сама себя создала. На новом сайте эту идею во всех смыслах проиллюстрировали как нельзя лучше. Нужно всегда быть к потребителю лицом, а не применять скрипты автоматического характера.

Мы никогда никого не копировали. Вся экстравагантность — от обстановки нашего офиса до стратегии — появились сами собой. 

Скажем так, наша компания без комплексов. Взять даже трон в нашем офисе из «Игры престолов»: его ценность в том, что люди благодаря такому атрибуту испытывают чувство радости и wow-эффект. 

Люди видят, что мы настоящие. Мы ни о чём не умалчиваем, не пишем что-то мелким шрифтом в договоре. Многие, кто к нам приходят — скованные, но уходят уже без всяких комплексов. Они что-то перенимают и начинают внедрять у себя.

К чёрту этот дресс-код! Это пережиток прошлого. Мы IT-компания, люди должны быть в комфорте. Если сотрудник в комфорте с нами, то он сделает всё, чтобы наши партнёры чувствовали то же самое. Когда ты счастлив на своём рабочем месте, испытываешь гордость за свою работу, то выдашь на 30% больше эффективности. На вечеринки мы всегда зовём партнёров. Мы никогда никому не досаждаем, мол, вот, давайте мы расскажем вам про продукт, и так далее. Мы используем такой подход, чтобы люди могли, приходя к нам, просто отдохнуть, а не только поговорить о бизнесе.

Редизайн сайта для нас — символ индивидуальности и свободы, бунт против зашоренности. Мы настоящие и любим эмоции. Поэтому решили помимо официальной версии сайта запустить и его «темную сторону». Мы никого не хотим обидеть нецензурной стороной сайта — это такой же канал коммуникации для нас. И с помощью него мы хотим сказать — не бойтесь воплощать смелые и нестандартные идеи в жизнь! Мы рассчитываем, что люди с юмором нас поймут. Я очень люблю афоризмы Раневской, вот один из них: «Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью».

Олег Тиньков, председатель совета директоров «Тинькофф Банк»:

Ребята по-настоящему удивили! Дерзко зашли на рынок, продолжают в том же духе. Это оригинально, отражает их смелость и неординарность. 

На рынке финтеха много однообразных безликих компаний. Поэтому когда выходишь со своим продуктом и соревнуешься с гигантами, — нужно выделяться. CloudPayments молодцы. Знают, как привлечь внимание.