Концерны ивестировали 100 млн евро, при этом оценив стартап в 3 млрд евро. Насколько выгодно такое вложение и сможет ли Arrival в перспективе конкурировать с Tesla?
Концерны Hyundai и Kia вложили 100 млн евро в автомобильный стартап Arrival экс-главы оператора Yota Дениса Свердлова, при этом оценив компанию в 3 млрд евро. Таким образом, они получат 3,3% в проекте, отмечает РБК.
В совместном обращении компаний сказано, что цель сделки — «глобальное внедрение коммерческих электромобилей» и вхождение в тройку производителей к 2025 году. Первые электромобили Arrival появятся до конца года. Ежегодно планируется выпускать 670 тысяч электрокаров, а к выходу на основные рынки концерны намерены подойти через 15 лет.
Это не первый пример вложения концернов в разработку электромобилей. Hyundai и Kia от Arrival нужны в первую очередь технологии, и вложение выглядит удачным, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза
«Рынок электромобилей развивается чрезвычайно бурно, появляются все новые и новые стартапы, действующие автогиганты стремятся с этими стартапами установить взаимовыгодные отношения. Я напомню, что та же самая Tesla частично принадлежит Mercedes-Benz. С Rivian заключал договор о сотрудничестве Ford. Сейчас произошел контракт между Arrival и Hyundai и Kia. Это очень прослеживаемая тенденция, когда неповоротливые автогиганты стремятся покупать современные технологии у гораздо более мобильных стартапов, которые появляются достаточно интенсивно. Это чрезвычайно успешная инвестиция и для наших бывших соотечественников, которые владеют основной долей акций этой компании. Изделия Arrival уже тестируются в Великобритании, это достаточно готовое, разработанное решение, оно проработано и программно, и аппаратно. Немецкие автогиганты и японцы уже выпустили и давно успешно серийно производят электромобили. Соответственно, у корейцев только первые шаги делаются, и очевидно, что технологий им не хватает, и сделка, я так понимаю, была продиктована именно этими соображениями».
По мнению эксперта, успех проекта будет зависеть даже не от разработок, а от развития инфраструктуры для электромобилей, а также от готовности водителей отказываться от бензиновых движков. По словам самого Дениса Свердлова, основные рынки для Arrival — США и Европа, затем возможен выход на Азию. Развивать будут в первую очередь коммерческий, а не пассажирский транспорт. Он «быстрее перейдет на электричество», отметил Свердлов. Он добавил, что кроме Hyundai и Kia к проекту привлекут других инвесторов.
Может ли Arrival в перспективе конкурировать с Tesla?
Михаил Мащенко финансовый эксперт
«На самом деле, на данный момент Arrival — производитель электрофургонов, то есть типичный представитель так называемых единорогов. Это стартапы, которые оценены на несколько миллиардов долларов, однако все еще не имеют какого-то масштабного производства, устойчивой бизнес-модели и так далее. В целом, автоконцерны сейчас активно скупают подобные фирмы, так как это дешевле, чем с нуля создавать технологии. Обогнать Tesla по продажам вполне реально. Это вопрос инвестиций и правильного выбора рынка сбыта. Насколько я понимаю, компания планирует работать на Европу и Северную Америку. Во-первых, Северная Америка сейчас проблемный регион из-за торговых ограничений, так что этот рынок кажется достаточно проблематичным. Производство в Европе достаточно интересное. Tesla недаром в Германии планирует открыть новый завод — там и налажена цепочка поставок, и спрос присутствует. Но, как мне кажется, гораздо выгоднее сейчас рассматривать Китай. В Китае сейчас уже порядка 20 городов, которые занимаются именно производством электромобилей. Там огромные субсидии в рамках программы «Сделано в Китае 2025», так что можно получить неплохие деньги, дешевые кредиты, там дешевая земля. Так что если компания сосредоточится на производстве именно в Китае, то обогнать Tesla вполне реально».
Arrival с 2015 года разрабатывает программное обеспечение, компоненты, материалы и модульные платформы для электромобилей. Компания «переосмысляет» конструкцию и сборку авто и заявляет о «втором поколении» электрокаров. Они будут продаваться по схожей цене с бензиновыми аналогами, смогут проезжать до 480 километров без подзарядки и обойдутся в обслуживании вдвое дешевле.
Штаб-квартира Arrival находится в Лондоне, центры разработок — в Великобритании, США, России, Германии и Израиле. В компании работает более 800 сотрудников.