Четыре года назад компания Nike инвестировала в калифорнийский стартап Grabit, использующий технологию электроадгезии – вида статического электричества, который позволяет роботам легко захватывать и перемещать любой нужный предмет.
Недавно Nike стал одним из первых клиентов стартапа, пишет Bloomberg Technology. В прошлом месяце Grabit обеспечил Nikes несколькими роботами по сборке верха кроссовок, которые могут работать в 20 раз быстрее, чем люди. К концу года около дюжины таких машин будут действовать на фабриках компании в Китае и Мексике. Это может стать одним из шагов Nike в попытке изменить экономику обувного производства и переместить свои предприятия ближе к большим потребительским рынкам в США и Европе.
Концепция Grabit разработана в SRI – некоммерческом научно-исследовательском институте в Менло-парке, Калифорния. Харша Прахлад, основатель компании Grabit и ее главный технолог, имеет около 30 патентов, связанных с электроадгезией. Некоторое время он портатил на создание робота-скалолаза, прежде чем решить, что реальная возможность для развития лежит в области производства и логистики. Компания Прахлада привлекла около 24 млн долларов инвестиций от ряда компаний, включая производителя электротехники Flex, производителя одежды Esquel, а также Samsung.
Роботы Grabit действуют в связке с человеком. Программное обеспечение определяет наилучший способ укладки деталей верха обуви на столе и затем подсвечивает нужные участки для человека. Затем робот захватывает детали и послойно накладывает их друг на друга, ускоряя процесс изготовления обуви. Работу, которая занимает у человека 10-20 минут, Grabit выполняет за 50-75 секунд. За восьмичасовую смену машина, контролируемая одним сотрудником, производит от 300 до 600 пар обуви.
Джим Ким из Builders VC, одного из инвесторов компании, видит еще больше возможностей для Grabit в электронной коммерции. Электроадгезивные конвейерные ленты смогут сделать работу складов эффективнее и снизить потребность в рабочем персонале.