Потерявший $100 тысяч IT-специалист сформулировал заповеди стартапера.

Манящие зарплаты в IT привлекают все больше людей. Со стороны успех выглядит просто: сделал с друзьями приложение, выложил в AppStore и Google Play, а дальше осталось только считать прибыль. Изнанка IT-бизнеса совсем другая. Рецепт стартапов, сделавших за год-два своих создателей миллионерами, обычно включает прорывную идею, верное сочетание звезд, нужные знакомства и щепотку удачи. Разработчики стартапов говорят, что нет универсального секрета успеха. Но что может быть общее — так это правила неудач.

Сергей Захаров давно занимается стартапами: «Уже лет восемь в этой сфере. Воплощал одну идею за другой — где-то удачно, где-то не совсем. За это время наделал достаточно ошибок, чтобы понять, чего нельзя делать. Захотелось рассказать об этом и помочь людям научиться не только на своих, но и на чужих провалах». Сергей говорит, что неудачи пошли на пользу, а его опыт пригодится и другим стартаперам:

— Надеюсь, мои истории помогут людям как минимум сэкономить время и большие деньги. В свое время брал у белорусского инвестора средства на проект. Начиналось все с $30 тысяч и постепенно дошло до $100 000. Стартап в итоге не выстрелил. Мне с инвестором повезло. Человек оказался порядочным — для него $100 тысяч, конечно, тоже большие деньги, но не сказать, что критичная сумма. Остались с ним друзьями. Если бы я тогда знал, чего нельзя делать, то средства не пропали бы.

Далеко не все обеспеченные люди будут столь щедрыми, что простят долг размером с хорошую квартиру в Минске. Похожие истории могут закончиться гораздо печальнее. Чтобы грезящие Кремниевой долиной люди трезво понимали расклад, Сергей рассказал, что можно и что нельзя делать при создании стартапа.

«Появилась идея: раз люди так гонятся за „лайками“ и подписчиками, то пусть у них будут хоть виртуальные, а не настоящие фолловеры».

Один из проектов «айтишника» — ресурс Same Like You. В нем можно было находить близких по духу людей, отвечая на вопросы анкеты: «Сайт я сделал на скорую руку за два дня. Спустя три недели после запуска в Минске было 3,5 тысячи активных пользователей. Популярность росла по принципу Facebook — пользователи искали знакомых и друзей. Проект стал жертвой своей же популярности: из-за потока новых данных серверы рухнули. Быстро нашел инвестора, сформировалась команда. Все понимали, что идея хорошая, но нужно это грамотно преподнести в красивой обертке. И тут начались большие проблемы. Из-за просчетов в разработке сайт оказался совсем не таким, каким он изначально задумывался, к тому же его не вычистили от багов».

Другой проект Сергея — игра Simagram: «Она появилась в качестве пародии на Instagram. На Новый год мне не понравилось, что вся компания уткнулась в свои телефоны и выкладывала фотографии, а не отдыхала. Появилась идея: раз люди так гонятся за „лайками“ и подписчиками, то пусть у них будут хоть виртуальные, а не настоящие фолловеры. В итоге вышел гибрид The Sims и Instagram. Здесь проект не получился успешным по другой причине: мы добавили систему микротранзакций и видели своей аудиторией людей 18—25 лет. А оказалось, что игра очень понравилась детям. Но у ребят нет банковских карт, через которые они могли бы делать покупки». Также разработчик создавал граф по интересам Instalar, а сейчас корпеет над сервисом для поиска единомышленников Chocka.

— Не слишком ли много вообще этих стартапов?

— Их много для Беларуси, но мало относительно Сан-Франциско. В США уже шутят, что каждый второй человек занимается стартапами. Поэтому критической массы новых проектов наша страна еще не набрала. Другое дело, что у нас очень много несерьезных стартапов — это сервисы и приложения, разработчики которых понятия не имеют, что нужно сделать для успеха.

У нас в Беларуси развивается целое движение, я сам вращаюсь в такой тусовке. Круто, что люди высвобождают свой потенциал, творчество, показывают возможности. Многие стартаперы попадут в ситуацию, в которой оказался я. Они еще этого не понимают и думают, что можно просто попробовать еще раз. 

Анализируя успешные стартапы типа «ВКонтакте», понимаешь: они достигли успеха не потому, что придумали крутую идею, а потому, что у них как мозаика сложилось абсолютно все.

— Но не будь Facebook…

Да, Facebook стал для «ВКонтакте» примером. Никаких случайностей, все было продумано. Насчет Цукерберга — не будем забывать, что он не просто автор идеи, а еще и первоклассный программист. Та же история с разработчиком Instagram. Еще и Apple — Возняк был ресурсом Джобса, он воплощал все задумки в реальности.

«Белорусы пока еще сторонники традиционного бизнеса, который более понятен. Бизнесмены смотрят на реальный сектор. Если они чего-то не понимают — бизнеса в IT, например, — то считают это глупостью и пустой тратой денег».

Сергей подводит к тому, что истории о случайном успехе — мифы и выпустить успешное приложение наугад нереально. Проекты-клоны, которые появляются на фоне удачных сервисов и игр, тоже не гарантируют быстрый доход. Например, после релиза MSQRD, Pokemon Go и Flappy Bird появились подражатели, о которых уже никто и не вспомнит:

— Когда начинаешь что-то копировать, надо понимать, есть ли у тебя ресурсы для быстрого развития проекта. В частности, нужен большой поток трафика. Скопировав популярный сервис с плохой командой и без закупленного трафика, эффект будет нулевым. Поэтому к белорусским стартапам многие люди относятся скептически: разработчики не позаботились о базисе, действуют наугад. Один популярный белорусский сервис на начальном этапе развития ежедневно вкладывал в продвижение $20 тысяч, чтобы о приложении все узнали и оно набрало критическую массу пользователей.

— В Беларуси есть ПВТ, венчурные фонды, хакатоны и так далее — бери да делай стартапы. Почему разработчики все равно стремятся за рубеж?

— Стартап зачастую предполагает глобальность. Открыть в Минске магазин — это не стартап, в отличие от создания сервиса, которым будут пользоваться во всем мире. 

Тут белорусам мешает родной менталитет — идеи часто умирают, не получив ясные очертания. Если сравнивать с США, то там все развивается намного быстрее: у нас только лет через пять народ морально созреет до стартапов и поймет, что это такое. Белорусы пока еще сторонники традиционного бизнеса, который более понятен. Бизнесмены смотрят на реальный сектор. Если они чего-то не понимают — бизнеса в IT, например, — то считают это глупостью и пустой тратой денег. Еще одна причина для переезда стартапов — иногда бывает идея, которая не подходит под наш рынок и реалии.

Не доверяйте фрилансерам и всем, кто работает из-за денег, а не для идеи.

Айтишник уверен, что подходящей на все стартапы модели успеха нет. Но существуют базовые вещи, которые нужно соблюдать. Сергей перечислил основные ошибки стартаперов и объяснил их:

  • Вы плохо знаете программирование и дизайн: «Если не будете в этом разбираться, окажетесь в зависимости от умений других людей. Помню случаи, когда нужно было разработать сложную функцию. Обращаюсь к программисту, и он сразу открещивается: говорит, слишком это трудно. Но когда я начал в этом разбираться, то ничего сложного не оказалось — люди просто набивали себе цену».
  • Брать на себя как можно больше обязанностей: «Даже работая в команде, я старался не передавать полномочия другим людям и делать все сам. Но одиночки здесь неуместны: нужно трудиться всем вместе».
  • Думать, что все проблемы из-за низкой оплаты: «Не доверяйте фрилансерам и всем, кто работает из-за денег, а не для идеи. При разработке стартапа всегда что-то меняется, дорабатывается — это морально убивает людей, которые трудятся просто ради дохода. Платить сотрудникам, конечно, надо. Но деньги должны восприниматься бонусом, а не конечной целью».
  • Увеличение команды не означает ускоренную разработку: «Получив инвестиции, мы наняли восемь программистов. И потом стало ясно, что нужно работать маленьким коллективом, где у каждого четко прописана зона ответственности. Тогда эффективность выше».

  • Ждать, пока люди исправятся: «Никакие выговоры не помогают. Мне многие бизнесмены говорили сразу прощаться с теми, кто не подходит. И они правы. Контроль сотрудников характерен для больших компаний. А если в стартапе два человека, то кто кем будет руководить?»
  • Делать упор на качество, не имея слаженной команды: «Часто в пример качества ставят Apple — посмотрите, какая у них красивая и продуманная техника. Но в стартапах это не нужно: качество, конечно, должно быть, но не забывайте о дедлайнах. Лучше побыстрее сделать рабочий прототип и уже его довести до ума — иначе разработка затянется до бесконечности».
  • Главное — идея: «Важно использовать свои наработки, если они есть: свои движки, технологии, использованные решения. При разработке продуктов нужна гибкость, чтобы долго не застревать на одном этапе. Люди считают, что важна только идея. Но тех же идей полно, а готовыми и популярными проектами становятся считаные приложения».

«Идея менторам может быть безразлична. Зато если собрались толковые разработчики, а стартап их так себе, то почему бы не привлечь этих людей на другой проект».

  • Неспешная разработка: «Это частая проблема даже у крупных компаний. Мы неделю делали то, что можно было успеть за два дня».
  • Частое улучшение идеи: «Стартаперы — люди творческие, они все время стараются сделать свой проект лучше. Сперва нужно проверить простую задумку — будет ли она вообще жить. Если все время что-то модернизировать, разработка будет постоянно затягиваться. Следует поставить срок, за который глобальных правок вноситься не должно».
  • Делать из друзей тестировщиков: «Проверять свое приложение нужно на целевой аудитории, а не на своем окружении — оно может быть очень далеко от вашего проекта».

Сергей советует делать большую ставку на рекламу и трафик — в идеале, бесплатный: «Ряд компаний клепает проекты каждый месяц, пропуская их через широкий канал трафика. Что-то становится популярным, что-то нет, но при такой схеме провалы не сильно бьют по бюджету».

— Как понравиться инвесторам?

— Они смотрят в первую очередь на команду. Проект, естественно, тоже оценивают. Но идея менторам может быть безразлична. Зато если собрались толковые разработчики, а стартап их так себе, то почему бы не привлечь этих людей на другой проект. Инвестору важно видеть, что у вас уже есть костяк команды, который не разбежится. Именно поэтому разработчики-одиночки находятся в очень невыгодных позициях.

Судя по последним хакатонам и питчингам стартапов, разработчики действительно интересуют инвесторов больше их проектов. Представители IT-индустрии на презентациях приложений часто спрашивают об опыте команды и специализациях участников.


 

Сейчас Сергей работает над собственным акселератором: «Для создания стартапов нужны опыт и большие ресурсы. Наша команда ориентируется на американский Y Combinator, это один из крупнейших стартапов. У них отличный подход: дают менторство, рекламу, всячески помогают. В своем проекте планируем давать еще и трафик из наших каналов — уже давно понятно, что без этого стартап почти обречен».