Site icon Новые стартапы

Что тормозит российские стартапы

В России большое количество прорывных разработок, которые могли бы покорить мир. Для их поддержки создано множество государственных и квазигосударственных институтов. О том, что мешает российским стартапам взлететь, рассказывает Олег Теплов, генеральный директор «ВЭБ Инноваций»

Иллюстрация: Nick Shepherd / Getty Images

Физик-теоретик Стивен Хокинг до самой смерти общался с миром с помощью устройства, которое считывает направление взгляда и едва заметные движения лицевых мышц. Но и это давалось непросто из-за заболевания, которым страдал ученый.

Возможно, российские разработчики могли бы облегчить ему жизнь. Они создали комплекс, способный превращать мысленные усилия в команды компьютера, для людей с тяжелыми нарушениями речи и двигательной активности. Пользователю достаточно мысленно сосредоточиться на своем намерении, никаких мышечных усилий не требуется. Разработчики этого решения недавно вошли в число победителей конкурса EastBound, который мы организовали для российских стартапов вместе с фондом «Сколково». Компанию отметили крупные инвесторы из Японии, и теперь она планирует выход на зарубежные рынки.

Подобных прорывных разработок в России не один десяток. Но до стадии, на которой стартапом начинают интересоваться большие иностранные компании и фонды, еще нужно добраться.

Прежде чем проект будет готов к покорению международных рынков, ему нужен разгон с регионального на федеральный уровень. А площадки для такого разгона в регионах зачастую отсутствуют. Исторически так сложилось, что основная часть венчурной активности сосредоточена в Москве и Петербурге, но уже сейчас видно, что в Татарстане, Новосибирской, Свердловской, Томской областях уровень инвестиционной деятельности растет. Команды новых губернаторов ведут активную работу в этом направлении.

Дело не только в условиях жизни: от общего состояния экономики зависят ожидания предпринимателей по поводу перспективности своих разработок

Вместе с тем интересных идей и перспективных проектов хватает и в других регионах. Кроме того, есть отдельные элементы инфраструктуры для развития высоких технологий — университеты, технопарки, территории со специальными налоговыми режимами. И между этими элементами еще предстоит наладить взаимодействие. Регионам необходимо развивать инструменты для поддержки стартапов на ранних стадиях в виде акселераторов или венчурных фондов, лаборатории и R&D-центры в технопарках.

Конечно же, у нас не стоит цели распределить технологии ровным слоем по всей стране. У каждой территории есть свои сильные места и преимущества. Сейчас мы в «ВЭБ Инновациях» работаем над созданием в России региональных и межрегиональных фондов, которые помогут обеспечить инвестиционную активность на местах. Но многое будет зависеть от самих городов и регионов — от того, как там налажена жизнь. И дело не только в условиях жизни: от общего состояния экономики зависят ожидания предпринимателей по поводу перспективности своих разработок.

Но даже с учетом географических сложностей начальная стадия развития далеко не самая трудная для компании. На самом старте проекты поддерживает ФРИИ, семейство фондов РВК«Сколково» и другие институты с государственным или квазигосударственным капиталом.

А вот дальше начинается настоящая «долина смерти». В России проектам на стадии становления гораздо сложнее получить финансирование, банки предпочитают подключаться значительно позже, когда компания успела показать себя и рисков почти нет.

Проще говоря, в существующей лестнице к рыночному Олимпу, который надеются покорить стартапы, пока не хватает ступенек. Частично мы рассчитываем решить эту проблему, заполнив существующий вакуум.

Стартаперам нужно быть готовыми разговаривать с корпорациями на одном языке, подстраиваться под их потребности и придумывать продукты для повышения их эффективности

Достойные проекты часто застревают в начале пути и по другой причине. При создании продукта разработчики не всегда понимают, что на самом деле необходимо крупным корпорациям, которым они собираются продать свой продукт. У талантливого стартапера в голове одно, у гендиректора транснационального холдинга — совсем другое.

Поэтому сейчас мы начинаем создавать матрицу запросов корпораций совместно с  Росатомом, Ростехом, РЖД и другими, а правила игры со стартапами мы разрабатываем вместе с Агентством стратегических инициатив«Сколково» и ФРИИ. Нам необходимо в буквальном смысле прийти, опросить потенциальных потребителей разработок и понять, чего именно корпорациям не хватает и какая молодая компания могла бы предоставить такой продукт. По сути, мы готовы показать разработчикам мишень, в которую нужно бить. И чем быстрее они попадут в цель, тем быстрее проект начнет работать и выйдет на окупаемость.

Однако для этого стартаперам нужно быть готовыми разговаривать с корпорациями на одном языке, подстраиваться под их потребности и придумывать продукты для повышения их эффективности. Не у всех получается с первого раза, иногда приходится много и больно падать. По мере возможности мы пытаемся сделать этот процесс менее болезненным, привлекая акселераторов и центры прототипирования к партнерству, где стартапы могут изготовить и опробовать продукт в деле. И, если продукт «не летает», изменить его или предложить новый.

Большинство стартапов грезят Кремниевой долиной или как минимум Европой. Но такой подход пора пересмотреть

Разработчики не всегда виноваты в том, что не могут найти потребителя: зачастую в России попросту нет достаточного числа клиентов. Для многих технологически сложных проектов национальный рынок не всегда востребован на первом этапе, поэтому успешно представив продукт, стартапы пытаются выйти за рубеж. Государство тоже в этом заинтересовано. Чтобы всерьез нарастить несырьевой экспорт, России нужны колоссальные объемы высокотехнологичного производства и международный рынок.

Большинство стартапов грезят Кремниевой долиной или как минимум Европой. Но в силу нескольких факторов такой подход, пожалуй, пора пересмотреть. Сложная внешнеполитическая ситуация и бурное развитие различных регионов вывели в топ самых перспективных другие направления — Восточную и Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Ближний Восток. К примеру, у нас завершается формирование совместной с индийцами компании в сфере поддержки инноваций и технологий Viman Capital. Нашим партнером стал холдинг Srei Infrastructure Limited (SREI), который помогает компаниям покорять рынки стран — членов БРИКС, ЕАЭС и АСЕАН.

Подобные совместные фонды с участием госинститутов — последний и самый масштабный элемент разгона стартапов с регионального на международный уровень. Пока только единицам удается успешно пройти этот маршрут целиком. Но их опыт показывает, что система поддержки перспективных компаний в России все-таки сформирована и работает. А чтобы эффективно ее использовать и обеспечить бесшовное финансирование проекта от стадии к стадии, нужно скоординировать действия институтов и фондов, найти пересечения между планами стартапов и потребностями клиентов. Причем определенная гибкость потребуется от каждой из сторон.

Но, если все получится, инновации в России, наконец, перестанут быть просто заезженным словом, под которым подразумевается все более или менее новое и хайповое. Понятие обретет свой первоначальный смысл и будет означать для нас качественные изменения, способные всерьез облегчить и жизнь людей, и развитие экономики.

Источник

Exit mobile version