HumanIPO: как выходцы из России запустили биржу, где торгуется время людей

HumanIPO Кирилла Горюнова и Влаcа Лезина позволяет в прямом смысле инвестировать в людей: на маркетплейсе продается и покупается время профессионалов. И как на фондовой бирже, разглядев потенциал перспективного актива, здесь можно неплохо заработать.

Во что инвестировать — вопрос, который будет актуален всегда. Но когда цены на нефть достигают отрицательных величин, недвижимость распродается с ощутимым дисконтом, а некогда пышущие здоровьем «единороги» (стартапы, оцененные в $1 млрд и более) сходят с дистанции, ответ на этот вопрос хотят получить еще больше людей. Опыт показывает, что в ситуации нестабильности растет спрос — а за ним и цена — на золото, а некоторые исследователи отмечают, что надежным активом могут оказаться редкие сорта виски. Но у основателей платформы HumanIPO Кирилла Горюнова и Власа Лезина иные мысли на этот счет: они считают, что самые верные инвестиции — это инвестиции в людей, ведь человеческий капитал — главный драйвер развития инноваций в мире. Казалось бы, это давно очевидный принцип, которым руководствуется большинство опытных инвесторов, а само словосочетание «инвестиции в человека» прошло путь от предмета экономической теории до надоедливого клише корпоративных тренингов. Однако создатели HumanIPO нашли способ реализовать эту идею буквально, запустив биржу, на которой можно покупать и продавать время успешных людей.

Влас Лезин и Кирилл Горюнов
Влас Лезин и Кирилл Горюнов

Кто стоит за HumanIPO

Талантливый сценарист мог бы сделать из этого неплохую историю. Молодой выпускник технического вуза, дойдя до позиции ведущего разработчика, в свободное время занимается музыкой. Друзья уговаривают его не зарывать свой талант в землю, и он — с первого раза — поступает в Московскую консерваторию. После этого — консерваторский диплом, международные конкурсы, прослушивание в Королевский театр Ковент-Гарден вместе с Альбиной Латиповой (с 2017 года солистка Большого театра), сотрудничество с дирижерами Геннадием Рождественским и Владимиром Федосеевым и… позиция технического директора в международной компании. Ведь с карьерой программиста Кирилл Горюнов не расставался: партию из «Евгения Онегина» на сцене Большого зала консерватории он репетировал в свободное от разработки время. На тот момент ему было 26 лет.

Когда же встал выбор между карьерой профессионального артиста и техногика, Горюнов выбрал последнюю: азарт создателя оказался сильнее перфекционизма исполнителя, оттачивающего свое мастерство. В начале 2018 года Кирилл получает приглашение переехать в Нью-Йорк и начинает работать над несколькими проектами для Google: в качестве программ-менеджера он помогает создавать платформу рекрутинга и развития сотрудников для IT-гиганта. В том же году на конференции в Лас-Вегасе разработчик знакомится с бывшим вице-президентом Goldman Sachs Власом Лезиным и показывает ему первый прототип маркетплейса для инвестиций в людей — уже в октябре 2019-го они вместе запустили HumanIPO. 

Что это такое

«Это открытый рынок, где любой желающий может инвестировать в акции людей, обеспеченные их профессиональным временем, — объясняет Кирилл Горюнов. — Представьте, что у вас была возможность купить два часа времени Эвана Шпигеля (сооснователя Snap Inc. — «РБК Стиль») в 2011 году, и сколько это время могло бы стоить сейчас». Таким образом, именно время успешных людей становится активом на бирже HumanIPO: оно здесь покупается и продается. При желании обладатель пары часов чьего-либо времени может «обналичить» его и провести встречу с этим человеком. 

Эван Шпигель
Эван Шпигель

От идеи запустить подобный проект до его реализации прошел год, и за это время было создано несколько пилотных версий. Сначала Горюнов и Лезин рассматривали варианты с системой income sharing agreement, при которой инвестор получает процент от будущей прибыли человека. Однако у такой модели есть множество минусов, к тому же, по мнению Горюнова, она способствует стремительному развитию социального неравенства и дестабилизации общества. Путем проб и ошибок партнеры решили, что предметом инвестиций должно стать именно время. Идею благословил экономист Нуриэль Рубини, прославившийся тем, что предсказал финансовый кризис 2008 года.

«У модели инвестирования в человеческий капитал есть несколько значительных преимуществ по сравнению с инвестициями в капитал компании. Менее 1% стартапов окупают инвестиции, более 95% не выживают или банкротятся, в то время как человеческий капитал — форма накопленного капитала, люди становятся только крепче как с позитивным, так и с негативным опытом», — комментирует Горюнов. Особенно это стало заметно во время пандемии, когда значительная часть малого бизнеса не выжила, но его владельцы только закалились.

Чье время купить

«Мы открываем доступ к уникальный людям, которых не найти больше нигде. Если раньше вам нужно было думать, как получить доступ к успешному человеку, чтобы воспользоваться его экспертизой или рекомендацией, то теперь вы можете сделать это в несколько кликов, — рассказывают основатели HumanIPO. — Это люди с реальными историями успеха, которые добились всего сами».

Так, свое время на продажу через маркетплейс выставил Майк Меррилл — первый человек, конвертировавший собственную жизнь в акции еще в 2008 году. Помимо славы «человека-акционерного общества», Меррилл заработал репутацию в IT-сообществе как один из пионеров в области человеческого капитала. В мае все время Майка Меррилла было распродано на HumanIPO за несколько часов и сейчас торгуется при отметке +661,54%. Также представлено время Тристана Поллока — серийного предпринимателя и партнера из легендарного акселератора 500 Startups. Время Тристана было распродано за 44 часа в июне и сейчас торгуется при отметке +36,67%.

Майк Меррилл
Майк Меррилл

Есть на платформе и наши соотечественники. Например, Артем Голдман, бизнес-ангел с массой полезных знакомств, и Сергей Фрадков, чье приложение Quickoffice в 2012 году купил Google. Ну а если вы мечтаете получить мастер-класс от оперной дивы, то за этим также можно прийти на HumanIPO: онлайн-прослушивание готова провести сопрано Дарья Давыдова.

Как говорят основатели, количество профайлов на бирже растет очень быстро: «В настоящий момент у нас более 600 заявок на рассмотрении, 60 подписанных контрактов. Людям нравится то, что мы предлагаем. В Twitter даже появилось выражение «to go on human IPO»».

Арифметика проекта

Стартовую стоимость часа своего времени участники HumanIPO выбирают сами. К примеру, Майк Меррилл вышел на биржу с чисто символической оценкой в $13 за час: столько составляет минимальный размер оплаты труда в Калифорнии. Тристан Поллок стартовал с отметки $150 за час. HumanIPO удерживает 10% от суммы первоначального размещения, основная монетизация будет происходить благодаря комиссии за транзакции на бирже и внутренним продуктам, которые появятся в будущем.

Сегодня на платформе представлено более 2 тыс. инвесторов, а их средний чек составляет $230. И по словам основателей, количество инвесторов растет каждый день: «За две прошлые недели наше комьюнити выросло более чем на 107%». Весь интерес к проекту и его рост подогревается исключительно органически. «Люди отмечают нас в соцсетях, пересылают друг другу новости. Про нас написали WiredThe Hustle — и это при учете того, что мы не потратили ни цента на рекламу».

Что касается кризиса, вызванного пандемией коронавируса, то основатели отмечают, что если он как-то и повлиял на бизнес, то только в лучшую сторону: люди стали воспринимать онлайн-общение как равноценное живому. У HumanIPO есть и визионерская миссия: его основатели хотят наглядно показать ценность времени и то, как его можно использовать во благо себя и окружающих.

Источник